?

Log in

No account? Create an account
Swina's coat of arms

swinow

Меч Свентовита сверкнул над головой норманиста, и та упала на пыльные книжки...

Previous Entry Share Next Entry
Славяне раннесредневековой Англии. Выдержки из книги Томаса Уильяма Шора. ч.2
Swina's coat of arms
swinow
Вторая часть отрывка

Из книги
Томас Уильям Шор
Происхождение английской расы

CHAPTER VI.

RUGIANS, WENDS, AND TRIBAL SLAVONIC SETTLERS.

Руги, венеды, и туземные славянские поселенцы



Те же миграционные потоки в меньшей степени, видимо, распространяются даже в Англию, приводя в нашу страну некоторых славянских поселенцев, вероятно, в союзе с саксами, англами, готами и другими племена, а несколько позже, в союзе с данами. Существование отдельных крупных племен среди венедов является, вероятно, доказательством наличия у них племенных отличий, и альтернативных названий (как самоназваний, так и названий, которыми их называли соседи).  Сохранившиеся в настоящее время смуглые венеды в Саксонии, которые называли себя сербами, показывают, что существовало, должно быть, какое-то древнее венедское племя с подобным цветом лица, от которого они произошли. Так как эта страна, издревле заселенная вильцами, включала Бранденбург и район вокруг Берлина, то на западе она влилась в границы древней Саксонии. Существует доказательство, вытекающее из сохранившихся топонимов как внутри, так и около древней венедской территории, показывающее, что эти вильцы оставили отчетливые следы своего пребывания в Северо-Восточной Германии, например, Wiltschau, Wilschkowitz и Wiltsch - в Силезии ; Wilze - возле Познани; Wilsen в земле Мекленбург-Шверин; Wilsdorf под Дрезденом; Wilzken в Восточной Пруссии, и Wilsum в Ганновере.

Имена одного и того же вида, которые могут быть прослежены вплоть до времени саксов, сохранились также и в Англии. Если существование этих, принадлежавших вильцам топонимов на древних венедских территориях Германии является свидетельством, которое подтверждает прежнее существование в этой части Европы народа или племени, известного как вильцы или Wilte, то существование подобных названий в Англии, датируемых с англо-саксонского периода, не может быть ничем иным как свидетельством поселения в Англии некоторые из этих людей.  Ибо не известно о существовании  в то время никакого другого племени, с похожими названиями.

Это племенное название также сохранилось и в других странах, таких как Голландия, где были образованы колонии вильцев. Полабские венеды, или вильцы, располагались на правом берегу Эльбы, где готовились корабли для набегов саксов.  Саксы располагались на левом берегу, а вильцы - на правом. В более поздний период они находились в тесном союзе, и если бы между ними не было мира, то маловероятно, что могла бы быть организована экспедиция саксов в Англию.



Первая страница книги, использованной Новицким.


В этих условиях, если бы у нас не было данных о  вильцах или других венедах в Англии, то было бы весьма затруднительно поверить, что некоторые из них не пришли вместе с саксами. Трудно не прийти к выводу, что древние славянские племена не только состоят из людей разных племенных названиями, но имеют разные этнологические характеристики, ибо и в настоящее время есть как смуглые славяне, так и такие же светлые, как скандинавы. Ни каких записей о физических образах древних венедов, видимо, не сохранилось, но Бедой в Нижней Саксонии были сделаны наблюдения за представителями народа, которые называют себя сербами. Рассмотренный им венедский крестьянин, что он отметил в своей таблице, показал самый высокий показатель почернения среди  всех обследованных им в Германии. Эти наблюдения были подтверждены результатами официального этнологические исследование этой страны.

Побережье Балтийского моря на восток до устья Вислы, и за ее пределами, замечательно тем, что было, можно так сказать, колыбелью народов. До падения Римской империи готы обитали к востоку от Вислы, а вандалы, по всей видимости, занимали большую площадь страны около истоков Вислы и Одера. В середине пятого века бургунды в большом количестве сидели между средним течением этих рек, в то время славянские племена, известные как руги, располагались на побережье Балтийского моря по обе стороны Одера. Так что название ругини или руги, очевидно, в свое время было общим и включало в себя племена, известные в дальнейшем как вильцы.

В сагах норвежских Королей, Виндланд (Vindlan) - название страны  вендов от Голштейна  до востока Пруссии, и уже в середине десятого столетия нам известны как датские, так и о венедские викинги,  как люди или слуги, Хакона, короля Дании. В этом столетии венеды были иногда союзниками, а иногда врагами датчан и норвежцев. В норвежских сагах есть ссылка на переводчиков с венедского языка. Венеды, как и их соседи, были морскими разбойниками, и представляли собой самую большую часть ассоциации или союза известного как викингский Йомберг. Этот  союз был заключен между данами и вендами путем брака Свеина (Sweyn), короля данов, с  Ганхилдой, дочерью Борислава (Borislav), короля венедов. Кнут, король Англии и Дании, был фактически королем древнего Вендланда, и армия солдат (huscarls), которую он сформировал в Англии, была частично составлена из морских пиратов Йомберга, которые были высланы из их собственной страны. Данные о венедских поселенцах, наряду с англами, саксами, и ютами в Англии, (это касается и ругов), основано на утверждении Беды, и, в общем, на сохранившихся обычаях, топонимах, и фольклоре. Ясно, что  в Великобритании перед концом римского оккупации  существовали большие колонии вандалов, и некоторые из них, возможно, сохранили свои племенные черты вплоть до времени саксонского заселения. Ясно, также, что имело место переселение и  во времена Кнута. В этой связи невозможно игнорировать многие свидетельства влияния венедов на английскую расу, которые стали результатом этих последовательных переселений, протянувшихся с римского времени до более позднего англосаксонского периода.

В англосаксонских документах упоминаются Wendlesbiri в Хартфордшире, Wendlescliff в Вустершире, Waendlescumb в Беркшире, и Wendlesore, теперь Виндзор, все они, очевидно, названы венедскими поселенцами по имени их народа. В подобных древних английских топонимах еще сохраняется племенное название, как сохраняются  племенные названия  на северо-востоке Германии. И в именах Уилтшир, Вилли, Rugen, Rown, или Ruwan, и других, мы можем все еще, вероятно, прослеживать вильцев и  венедских ругов (Rugians Wendic)  саксонского периода. В ранних древнегерманских документах руги упомянуты под теми же  именами, которые обнаруживаются   в англосаксонских уставах -  Ruani и Rugiani. В  обычаях древних  славянских  племен Европы, а не тевтонов,  с большой долей  уверенности  можно проследить некоторые манориальные обычаи, особенно касающиеся  исключительного  наследования самым младшим сыном. Наследование самым младшим сыном, или  преимущественное право младшего, было столь распространенной среди славян традицией, что, видимо, было вообще довольно типичной для этого народа традицией. (Можно вспомнить русские сказки об Иване, младшем сыне, которому все всегда доставалось первому, - Б.Н.).  Древнее право наследования самого молодого сохраняется повсеместно, частично в  Германии, частично, например,  в  Баварии, но ни в одной из тевтонских стран ни в древних обычаях, ни в древних документах нет свидетельств, которые можно было  отождествить с этой традиции среди тевтонов, так как это может быть идентифицировано у славян. На древних венедских территориях вокруг Любека  традиция наследования самым младшим сыном сохранялась долго, либо все еще сохраняется, а Любек был городом, в котором в течение  позднего саксонского периода в Англии начала концентрироваться торговля венедов.

Существует и другое   свидетельство,  показывающее  связь венедов с  данами  или норманами.  В Сондевизинге, в Tyrsting herrad, в районе Скадерборг (Город в Дании), есть каменный памятник с рунической надписью, утверждающий, что  «Тува, заставила этот холм быть построенным. Она была дочерью Mistivi. Она сделала это своей  матери, которая была женой Харальда Доброго, сына Gorm». Эта надпись идентифицирована  концом десятого века, и Уорсаа (Worsaae) (Жан Жак Асмуссен Уорсаа – датский археолог, историк и политик (1821 – 1885 гг.)) говорит: «Мы знаем, что там в этот период жил  венедский принц по имени Mistivi, который в  986 году разрушил Гамбург, возможно так же как в надписи».  Эта надпись  относится к более раннему периоду, чем время Кнута, ко времени Свейна (Sweyn), который женился на дочери Борислава, короля венедов.  В течение периода датского правления в Англии есть несколько исторических упоминаний о связи венедов с Англией. В 1029 году Эрик, сын Хакона (Hakon), был изгнан Кнутом. Хакон был дважды племянником Короля, будучи сыном его сестры и мужем его племянницы Ганхилды, дочери другой сестры и Виртджорна, короля венедов. В то время жил выдающийся славянский принц, который был тесно связан с Кнутом, и который проводил некоторое время с ним в Англии. То есть, Годесколком (Godescalc), сыном Uto - венедский принц  ободритов (Obodrites), деяния которого зарегистрированы в древней сдавянской истории. Ободриты  были венедами, воинские подвиги которых до сих пор почитают в Шверине. Годесколк вел войну против саксов Холстейна и Stormaria, но был взят в плен. После того как его отпустили,  он стал служить Кнуту, вероятно как офицер хускарлов (huscarls), а позже он женился на дочери короля.

Есть одно упоминание о венедах в английском грамоте  1026 года нашей эры, которая засвидетельствована графами Годвином, Хаконом, Грани (Hrani), Зихтриком (Sihtric), и Райтслофом (Wrytesleof). Очевидно последние имена славянские. Имеется  также грамота Кнута, датированная 1033 годом, которой он предоставил Bouige, своему  хускарлу (huscarl), землю в Хортоне (Hortonе) в Дорсете. Саксон Грамматик, летописец данов, писал, что венедское королевство Кнута называлось Sembia, и именно в венедской войне  при Кнуте Годвине, этот англосаксонский граф, стал знаменит. Перемещение в Англию венедов в течение правления Кнута легко объяснимо, поскольку Вендланд был фактически частью его континентальных доминионов.

Имеются и дополнительные свидетельства общения венедов Поморья с англосаксами Англии. Золотое кольцо, обнаруженное у Козлина (Coslin) (ныне Кошалин в Западно-Поморском воеводстве Польши) в 1839 году, было, по словам Стефенса  первым примером обнаружения золотого брекета и северных рун на Германской земле.

Надпись выполнена местными английскими рунами, руна (^), yo - небольшая вариация руны (|),  и в этом отношении она важна, поскольку, как утверждает Стивенс,  была обнаружена только в Англии. Само кольцо, видимо, очень древнее, поскольку содержит  языческие символы  Одина, а также Святого Triskele - Стефенс заявлял, что оно не может быть старше пятого столетия, и что его носил  воин, «который был в Англии, или получил его в то  время путем обмена». Стиль его соответствует стилю, который прослеживается на шесть столетий ранее одиннадцатого или двенадцатого столетия, когда немцы заняли Померанию. Хорошо сохранившиеся детали на кольце указывают на то, что оно было потеряно вскоре после его изготовления, и таким образом на определенные ранние связи между Англией и Померанией. Это, возможно, было очень дорогое, редкое украшение венедского вождя, привезенное или присланное из Англии. В любом случае мы знаем, что венеды, которые не знали рун (? – Б.Н.), видимо, высоко ценили такие украшения, изготавливать которые они не умели (? – Б.Н.). Реликтовые  украшения вандалов, которые мы обнаружили  в тех странах, где обитали  вандалы, во многих отношениях являются грубой имитацией украшений древних готов. Рядом с этим английским золотым кольцом были найдены также две римские золотые монеты, одна Theodosius Великого (379-395) (Теодосиус Великий, римский император.), и другая  Лео I  (457-474), таким образом можно определить вероятную дату кольца как пятое столетие. В это время готы переселялись в Кент вместе с некоторым числом венедов. Они  прослеживаются и в Эссексе и в Сассексе. Следует также помнить, что побережьем Балтии, было не только венедским на территориях возле Эльбы, но также и готским, за Вислой. Территория вандалов с римскими монетами, и особенно с очень ранними английскими руническими записями на них, дает возможность  доказать,  что ранние готы, которые поселились  в Кенте, были того же происхождения, что и готы, которые  наводнили большую часть Европы во времена падения Римской империи. При  этом не следует забывать, что в Кенте все еще существуют покрытые надписями  камни, обнаруженные в Сендвиче, которые характеризуются  очень ранними рунами, и относятся к тому же самому раннему периоду.

Свидетельство, которым мы обладаем, касающееся связи древнего Вендланда как с ранними, так и  с более поздними англосаксами, указывает, таким образом, на продолжающееся общение между нею и нашей страной (Англией – Б.Н). Это было замечательное время Кнута, бывшего королем или повелителем Балтийского Вендланда.  В 1872 в Althofthen на Обре, в области Posen (ныне Великопольское воеводство), недалеко от Бранденбурга был обнаружен клад с  большим количеством монет. В этом кладе находилось от шестидесяти до семидесяти англосаксонских монет  Эфельреда (Король Эфельред их Уэссекса (865 – 871)) и Кнута, а также ирландского Sithric (Король из Дублина (989–994)). Эти англо-саксонские монеты несут на себе  отметки монетного двора Кембриджа, Лондона, Кентербери, Shaftesbury, Cricklade, Оксфорда, Стамфорда, Винчестера, Йорка, и других, - всего двадцать мест.

Локальные следы венедских поселенцев в различных английских округах будут установлены, при рассмотрении свидетельств  поселения племен в различных частях Англии. Среди этих локальных  следов – обычаи и фольклор, которые имели большую живучесть среди этих венедов. Позитивную информацию на этот счет дает историк готов и вандалов Магнус. Он говорит: «как сообщает Альберт Кранц (Albertus Crantzius)  о  Вандалии,  «великие  эти  люди опираются на  традиции своих предков».

Описание книги.

  • 1
Собсна, любопытно, что кто-то на Западе говорит о вандалах, как славянах.
Интересно, что подразумевается под влиянием на их язык?

Да - это любопытно, как, кстати и о прочих "германских" племён типа ругов, велетов и т.д.! Видимо - эта книга была написана ещё до победы современной германофильской теории, ныне заполонившей всю науку, над чем, как известно, работали немецкие "учёные" 19, начала 20 веков. Хотя начинали они это еще раньше. Это континентальная западно-европейская историографическое явление - отрицание славян в древности в Германии. Англичане, видимо, к этому тогда еще не присоединились, и готовы были трезво смотреть на источники - на то, что в них написано, а не на то, что про это говорили немецкие "учёные".

зато наши ученые - самые ученые ученые из ученых! :))

Да наши вообще придурки - сидят рот закрыв и вообще ни во что предпочитают не вмешиваться, даже в свою непосредственную работу - описание истории нашей страны. Чтобы там не городили - на западе - наши помалкивают, притворяются что и нет ничего, а некоторые так и наоборот - с готовностью хватают любую фигню, которую там написали и повторяют ее здесь, как настоящую науку! Просто черти!

За довольно редкими исключениями - типа Ломоносова, Татищева, Венелина и учёных рубежа 19-20 веков и Кузьмина с его учениками.

зато какая общность с "робкими славянами", постоянно "ищущими князя на стороне"/прогрессивные идеи из-за бугра

Да - это по сути славянофильство всё! Как это не парадоксально прозвучит.

Они называют нас славянофилами, но по факту настоящие наследники славянофильства - того, реального, именно они!

Что такое славянофильство - это особое философское учение, которое провозглашает некую особость славян! Особость! В оригинальном учении - я бы не сказал что есть реальные симпатии к славянам, или любовь к ним. Но назвали их славянофилами, хотя по факту, они утверждали что у славян, якобы, есть какие-то особые качества. И к этим придуманным ими качествам они и питали любовь. А не к настоящим славянам, как таковым.

И качества эти особые - заключались в некой соборности, духовности, прощении и и прочем - скорее христианском, чем славянском. Но славянофилами декларировалось, что славяне какие-то "особые"! Что им не надо того же, что надо другим народам Европы. И это въелось в общественное мнение.

И то, что наши историки так индифферентно относились ко всем этим европейским сказкам, и вообще не сопротивлялись всяким неудобным теориям про нас - это, по-моему, прямое влияние славянофильства - мол "нам не надо это всё", "мы духовные и покорные" и всё такое! Реально - это влияние славянофильсва! И когда англичане, немцы французы и так далее - писали все эти теории - наши наслаждались своей особенностью! А западные ребята - тем временем пытались застолбить за собой все! Зубами дрались за любой кустик! А наши били баклуши! И более того - повторяли эту западную чушь!

А мы лишь хотим чтобы наша история описывалась на общих основаниях - описывалась и изучалась - на общих основаниях, на тех же принципах, что и история всех остальных народов! Мы не славянофилы - мы традиционалисты - хотим чтобы наша история описывалась также как и история прочих народов - чтобы если есть основания считать что-то славянским - за это бы боролись и отстаивали, а не отказывались, потому, что "нам ничего этого не надо" и "мы другие", и мол те пишут, значит у них есть основания. А у нас, мол нету и искать не надо, так как мы другие! ЧУШЬ!!! Никакие мы не другие! И славянофильство это, кстати, придумали немцы! Это такие правила поведения для овец - написанные Волком. И на роль овец, они нас отводили - типа не сопротивляться ничему и ни за что не бороться! В идеологической сфере, и принимать ту роль, на которую нам указывают другие. Это всё придумывалось и писалось под ту серию войн, которые произошли между немцами и славянами в 20-оим веке. И мы их в конце концов победили. Но все их теории часто до сих пор живут.

Так что славянофилы - это именно они. Реальные настоящие наследники всех этих косматых дурачков - славянофилов.

И то, что они называют нас славянофилами - это, как это не парадоксально и есть настоящая славянофильская идея! Они обвиняют нас в том, что мы отстаиваем славян - но это не сллавянофильство - там делают все народы! А славянофилы - настоящие как раз против этого, ибо им ничего не надо - они "высокодуховные" и так, и вообще "особые". Так что обвинения нас в славянофильстве звучат со стороны настоящих славянофилов! Вот в чем весь парадокс!

Edited at 2012-01-28 02:31 pm (UTC)

Вы правы.
Но парадокса не вижу: мало ли, кто кого как называет. Если мы - славянофилы, то норманисты - сионисты, ёпти :)) не такая уж это нелепица

Есть в этом существенная доля правды - что там сионисты. Евреев там свыше всякого воображения!

так интеллигентнее

жаль, что Шор не конкретизировал свои упоминания о славянских следах в местных преданиях и обычаях

  • 1