?

Log in

No account? Create an account
Swina's coat of arms

swinow

Меч Свентовита сверкнул над головой норманиста, и та упала на пыльные книжки...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Славяне раннесредневековой Англии. Выдержки из книги Томаса Уильяма Шора. ч.1
Swina's coat of arms
swinow








Предлагаю Вашему вниманию главу VI из книги Томаса Уильяма Шора "Происхождение английской расы". Эта глава посвящена славянскому влиянию и славянским следам в раннесредневековой Англии. Перевод выполнен питерским журналистом Борисом Новицким. Иногда текст сопровождается его комментариями или возгласами, взятыми в скобки и снабжёнными инициалами Б.Н. которые мы решили оставить, так как они, на наш взгляд, вполне уместны и разумны.

Нужно отметить что в самой работе, иногда попадаются, довольно странные утверждения. Например, заявления о "смуглости кожи" "вендов" живущих в Нижней Саксонии! Никаких смуглокожих вендов в Германии, естественно нет и не было! Все местные славяне - вполне светловолосые, светлокожие, "длинноголовые" и вполне соответствуют северной подрасе белых. Или - рассуждения о принадлежности славян к "сарматской, круглоголовой, брахицефальной расе", хотя при этом  автором заявляется что многие славяне - совершенно белокожие и что граница между современными славянами и германцами очень размыта. Автор, видимо, отдаёт должное популярным когда-то, но не очень адекватным идеям о восточном, сарматском, очень отличающемся от германцев, происхождении славян и соответствующей их расовой принадлежности. Спорно также то, что всех "германцев" он именует "тевтонами". Не понятно почему он относит Гондерика и Гензерика к готам, ибо имена их дедов явно этому противоречат. В общем - свои вопросы к тексту есть.

Но при этом, он содержит  много, на наш взгляд, крайне интересных фактологических данных - названия поселений и разных местностей, имена, выдержки и цитаты из различных источников, собственные интересные наблюдения и анализ автора, а также прочие ценные сведения! Кроме того - Шор однозначно рассматривает "германские племена" известные по римских источникам, с названиями, совпадающими с поздними славянскими - как славянские, еще с древнейших времён. Что нами неоднократно обсуждалось и вполне поддерживается. В общем - текст вполне любопытный, рекомендуем. Автор действительно пытается пробиться в древний период, о котором мало что известно нынешней широкой публике, но который, тем не менее - реально существовал и следы его кое где сохранились. Пробиться и адекватно описать.


Из книги
Томас Уильям Шор
Происхождение английской расы

CHAPTER VI.

RUGIANS, WENDS, AND TRIBAL SLAVONIC SETTLERS.

Руги, венеды, и туземные славянские поселенцы


Имя  венеды было дано  древними  тевтонские народами Германии тем славянским племенам, которые располагались на территориях к востоку от Эльбы и к югу от Балтийского моря. Это имя схоже с более древним названием, используемым Птолемеем (около 90 г. – около 168 г), который писал, что «Венеды (Wenedae) обосновались  по всему Заливу Венедскому заливу».  Также упоминает венедов (Venedi) и Тацит (ок. 56 - ок. 117 г.). Нет, поэтому, никаких сомнений, что до англосаксонской колонизации эти народы располагались на побережье Мекленбурга и Померании.

То что, существовали определенные родовые различия между различными племенами  венедов, видно из существования таких больших племен среди них как Вильцы  и Ободриты, которые во времена Карла Великого образовывали противостоящие союзы, сначала с  саксами, затем с франками. Венеды, которые все еще проживают в Нижней Саксонии, имеет смуглый цвет лица, и относятся к тому же роду что и Сорбы или Сербы. Они относятся к славянам, хотя многие племена славянского происхождения  имеют светлый цвет лица. Прокопий писал, что те Вандалы, которые были союзниками древних готов, отличались высоким ростом, бледным цветом лица, и светлыми волосами. Поэтому маловероятно, чтобы древние славянские племена Балтийского побережья выделялись по цвету лица. Поскольку недавно установлена связь вандалов или венедских поселенцев с различными территориями Англии, будет желательно установить во всей полноте факт их связи с происхождением англосаксонской народа.

Хотя считается, что вандалы,  как и готы,  были народом тевтонского происхождения, имеются определенные свидетельства того, что более поздние вандалы или венеды, были славянами, и нет никакой причины сомневаться, что эти более поздние вандалы происходили  от древних вандалов. Тацит пишет о вандалах, как о группе германских народов. Название это используется в широком (географическом – Б.Н.) смысле, так, например, в настоящее время говорится о британских народах. Главная причина того,  что ранних вандалов считают тевтонами, состоит в том, что имена их вождей почти исключительно все  тевтонские:  Gonderic (Gonderic (Гондерик) родился в 375 г.  Отцом Гондерика был Godeguslus (Годегуслус) Вандал и его матерью была Флора.  Родителями его отца были Radagaisus (Радагайсус – Радегаст!) Вандал и  Келла.  У него был младший брат по имени  GElmer (Гелмер - Гилмор), которого называли Гилмер Гот.  Он умер в возрасте 51 год, в 426 г.), Genseric (Godeguslus (Годегуслус)  родился в 349г.  Отцом  его был Radagaisus (Радагайсус – Радегаст!) Вандал, а матерью  Келла.  Дедом его был  Miecislaus (Мечислав) I  Вандал, бабушка неизвестна.   Он был единственным ребенком. Умер в возрасте 57 лет.  в 406 г.) (В чем приходится сомневаться, судя по их дедам – Б.Н.), и т.д. Ее можно было бы посчитать действительно важной, если бы на этот счет не было никаких противоречий.

Вожди более прогрессивных народов во все времена вели за собой воинов более отсталых союзников, а готы были более передовым племенем по отношению к вандалам, которых они завоевали, и которые впоследствии стали их надежными союзниками. Среди коллекции англосаксонских реликвий в Британском Музее - множество украшений вандалов из Северной Африки, помещенные там для сравнения с украшениями периода англосаксонского завоевания. Они, очевидно, - грубые имитации изделий из того же периода, найденные в Скандинавии и в Англии, то есть, имитации готской работы. (С  чего он это взял? – Б.Н.)

Из всех древнегерманских  племен к востоку от Эльбы, о которых писал  Тацит  как о германцах, во времена Карла Великого не осталось ни одного тевтонского следа. Частями его Германии были и Польша, и Силезия. Когда немцы Карла Великого и его преемников завоевали страну к востоку от Эльбы, здесь не осталось даже намека на какое-нибудь  тевтонское присутствие.

Такая древняя оккупация, как отмечал Латем (Latham), которая не оставила  каких бы то ни было следов своего существования сохранившимся повсеместно потомкам древних жителей, случается редко. В Германии, к востоку от Эльбы, не было обнаружено более древних, чем славяне, жителей, за исключением некоторых представителей очень отдаленного доисторического периода. На заре немецкой истории среди славян к востоку от Эльбы не нет ни одного следа порабощения людей тевтонского происхождения, нет также никаких преданий о более ранних жителях, в то время как древние топонимы – все сплошь  славянские. Если бы там к востоку от этой реки во время Taцита обитали так называемые немцы, то есть, длинноголовые племена,  предположительно смещенные  славянами во временном промежутке от Тацита до  Карла Великого, то  это время стало бы временем самой полной и самой скрупулёзной летописи в  истории. (? – Б.Н.)
Этнология и история в качестве самых ранних жителей Восточной Германии, говорит о народах сарматского или славянского происхождения, то есть, о брахицефальных племенах, и отмечает неверное толкование комментаторами в этом отношении сообщений Тацита. В Восточной Германии в топонимах сохранились  окончания -itz, очень распространенные  в Саксонии;  - zig (Лейпциг); -a (Йена); и  - dam( Потсдам). Всем этим местам название дали славяне.

Утверждение Беды Достопочтенного, что  Ругини или Руги были среди племен, от которых, как известно,  произошли англичане, было его личным свидетельством, как  современника. О ругах также упоминал Тацит. Их имя, видимо, остается до настоящего  времени в названии острова Рюген,  расположенного недалеко от берега, который они занимали  во время Римской империи.

Птолемей писал о венедах, живших на том же берегу Балтики, и поскольку они были сарматами или славянами, вендами, то есть, племенами славянских поселенцев, то ясно, что руги, видимо, тоже относились к славянскому народу.

По мнению Тацита, некоторые народы, также были негерманского происхождения. Остров Riigen (Рюген) являлся главным храмом венедов, главным центром их религии. На восточной стороне  полуострова Ясмунд  на  Рюгене - находятся белые меловые утесы Stubbenkammer (Штуббенкаммера), а на северной стороне острова - мыс Аркона, где в двенадцатом столетии находился идол Свентовита, в храме этого венедского бога. На Рюгене не обнаружено ни одного следа тевтонского вероисповедания. Все следы - славянские. О  почитании Свентовита  на Арконе,  дары которому приносили со  всей Славении,  писал Саксон Грамматик.

То, что  некоторые из очень ранних поселенцев в Великобритании, были венедами,  и, следовательно, в образовании  древнего английского народа  участвовал   славянский элемент (этот факт, зарегистрирован в римской истории) можно увидеть, например, в  заселении большого числа  вандалов в Великобритании по приказу Императора Проба. (ПРОБ (Probus) (232-282) - римский император с 276. Упрочил власть Рима в Галлии и по всей рейнской границе, оттеснив в 277 вторгшихся в Галлию франков, алеманнов и др.) Считается, что при правлении Зосимы это заселение произошло после большого поражения вандалов в низовьях  Рейна в конце третьего столетия нашей эры. Вандалов  сопровождала орда бургундцев, и поскольку они находились в поисках новых мест обитания, то Великобритания, вероятно, их удовлетворила, так же, как она удовлетворила римлян, которых отправляли  в Великобританию.

Если невозможно  доказать, что имя  вандалы  означает только определенные племена тевтонского происхождения, то это вероломная миграция вандалов в Великобританию - самое раннее упоминание  об иммигрантах славянского происхождения. Невозможно установить в какой части страны они конкретно поселились, но поскольку они были известны римским авторам под названиями Vinidse и Venedi, то  возможно, что такие римские топонимы в Великобритании, как Vindogladia в Дорсете, Vindomis в Гэмпшире, и другие были связаны с их поселениями. Возможно также, что в промежуток времени между прибытием вандалов и прибытием самых ранних англосаксонских поселенцев некоторые из потомков вандалов сохранили  свои племенные отличия от  британцев, как, например, это сделали потомки некоторых римских колонистов в Кенте. Поражение вандалов при Пробусе (Пробе) у Рейна произошло в 277 н.э., так что их миграция в Великобританию произошла не более, чем  за два столетия до прибытия ютов и саксов. Поскольку какие-то так называемые саксы уже, видимо, заселили  восточное побережье Англии, и с ними объединились  более поздние саксы, то вероятно, некоторые из поселенцев вандалов в Великобритании во времена Пробуса, возможно, еще сохраняли свои племенные различия до того, как началось  вторжение саксов, англов, и ютов. Вот топонимы в англосаксонских хартиях, которые явно указывают на поселения ругов  в Англии - это Ruanbergh и Ruwanbeorg (в Дорсете); Ruganbeorh и Ruwanbeorg (в Сомерсете); исчезнувшие Ruwanbeorg и Rugan (в Уилтшире); Rugebeorge (в Кенте); и Ruwangoringa (в Гэмпшире). О них несколько позже.
Главные древние  английские названия, которые, кажется, упоминаются в Книге страшного суда (Domesday Book, Вильгельма Завоевателя – Б.Н.), - это  Ruenore в Гэмпшире, Ruenhala и Ruenhale в Эссексе, Rugehala и Rugelie в Стаффордшире, Rugutune в Норфолке, и Rugarthorp в Йоркшире. Рядом с  Ruenore, в Гэмпшире, находится Stubbington, название, которое возможно, было  названием, перенесенным со Stubnitz на острове Рюген.

В историческом аспекте англосаксонская колонизация может быть расценена как часть более широкой миграции народов и племен из Восточной и Северной Европы в области Римской империи во время ее упадка. В своем этнологическом аспекте эта колонизация  может быть расценена, как финальная стадия западноевропейского перемещения  людей германской группы языков (? – Б.Н.).

Как  история и этнология франков  в Западной Германии дает нам замечательный  пример объединения  кельтов с другими тевтонскими народами, так  история и этнология Восточной Германии дает столь же удивительный пример объединения  людей тевтонского и славянского происхождения. Оно началось в очень ранний период нашей эры, и современная  размытая этнологическая граница между немцами и славянами показывает, что оно все еще неуклонно продолжается. В свой миграции на восток в более поздние столетия немцы поглотили венедов. Потомки изолированных славянских поселенцев возле  Утрехта и в других частях долины Рейна также вскоре были поглощены немцами. Этнологические данные, касающиеся нынешних обитателей этих районов, а также сохранившихся некоторых их древних топонимов, подтверждает мнение ранних летописцев об иммиграции славян в регион, где ныне располагается Голландия. Та часть, которую древние венды, включая ругов, вильцев, и другие славянские племена, заняли в Англии под колонию, по сравнению с колонией тевтонских народов и племен, была  небольшой, но настолько значительной, что до сих пор сохранились следы этого пребывания.

Птолемей, описывая  середину второго столетия нашей эры, называет Балтийское море  Венедским Заливом, а жителей на его берегах венедами (Venedi или Wenedae). Он пишет о них как об одном из самых больших народов Сарматии (самое древнее название населенной славянами страны, которое было заменено на  Славония). Плиний, в своем сообщении  о Балтийском море, писал: «Люди говорят, что от этого места вокруг Вислы целая страна заселена сарматами и вендами». Хотя лично он не знал венедов, но эти его слова являются весомым свидетельством того, что они в его время очевидно обитали на берегу Балтики.

В  англосаксонский период славяне на севере Европы расширились  далеко на запад до Эльбы и даже дальше. На восточном берегу этой реки обитали полабские венеды, которые видимо, являлись ветвью вильцев (Wilte или Wiltzi). Имя вильцы происходило от древнеславянского слова волк, wilk, во множественном числе wiltzi, и было дано этому большому племени за их свирепую храбрость. На северо-востоке Германии, около восточной границы их территории все еще сохранилось широко известное название Wolfmark. Этот народ называл себя велатибы (Welatibi), их имя происходило от слова  welot, гигант (велетень – по-украински – Б.Н.). Он был  известен также как Haefeldan (гаволяне) (Славянское племя, обитавшие (720 г.) возле реки Хавель в Германии.), или люди у Хавела, потому что жили у реки  Havel, как отмечал король Альфред.

Жители побережья возле Штральзунда, которых называли ругини (Rugini) или (Rugians), о которых писал Беда Достопочтенный как об одном из племен, от которых англосаксы его времени, как известно, получили свое происхождение, видимо, находились  в рамках общего названия - венеды. Так как эти руги были венедами, то утверждение Беды является прямым свидетельством того, что определенное население  Англии в его время, как известно, имели венедское происхождение. Это свидетельство согласуется с другими свидетельствами, вроде упоминания о людях с венедскими, или вандальскими  именами  в Англо-Саксонских хартиях, а также с многочисленными названиями в Англии мест, которые вышли из отдаленной старины, и тождественны  старейшим формам таких названий  именам жителей венедского происхождения. Мы читаем также, что Эдвард, сын Эдмунда Иронсайда, сбежал после смерти своего отца «во времени правления Ругов, которых правильно называть Руссы» ('ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam'). Что также засвидетельствовано  филологическими данными. Как говорит выдающийся американский филолог: «Англосаксонский язык  - это был язык, который мог, видимо,  быть, результатом объединения древнесаксонского с небольшой долей  хохдойче, скандинавского, и даже кельтских, и славянских элементов языка».

Исторически достоверной является миграция вильцев с берегов Балтии и основание колонии на территории  вокруг Утрехта (Город в Нидерландах). Беда упоминает это в связи с миссией Wilbrord (WILLIBRORD (or [[Wilbrord), St]] (d. 738), английский миссионер "фризский апостол» родился в  657г.  Его отец, Wilgils, Энгл  или, как его называет Alcuin , сак из Нортумбрии , оставил мир и создал небольшую ораторию, посвященную Св.Андрею.) Он писал: «Почтенный Wilbrord пошел от Фризии до Рима, где Папа Римский дал ему имя Клемент, и послал его назад в  его епархии. Пипин отвел ему место для  епархии в его знаменитом замке, который, на древнем языке тех людей, называют Wiltaburg то есть, город вильцев, но во французском языке Utrecht (Утрехт). Venantius (Venantius Honorius Clementianus Fortunatus (c.530–c.600/609) был латинским поэтом создателем гимнов при дворе  Меровингов, и епископом ранней католической церкви.) также говорит нам, что Wileti или Wiltzi, между  560-600 н.э., остановились возле города Утрехта, который от них получил название  Wiltaburg, а окружающая местность  Wiltenia. Такая миграция,  возможно, осуществилась путем высадки на берег, некоторые же из этих вильцев, видимо, пошли дальше. Имя первых поселенцев в Уилтшире некоторыми авторами было установлено исходя из миграции вильцев от  Wiltaburg, и определенным этому подтверждением, видимо, является название Wilsaetan.

Ясно, что  Уилтшир был заселен  во второй половине шестого столетия, и такая миграция могла произойти  либо непосредственно  из Балтии или c Эльбы, либо  из поселений вильцев в Голландии. Не скажешь, что существуют свидетельства заселения всего Уилтшира людьми, происходящими от вильцев, но весьма вероятно, что некоторыми ранними поселенцами в тот период были исконные  вильцы (Wilsaetas). Также на существование в различных частях Англии народа  по имени Willa (Вилла) или Wilte указывают англосаксонские хроники. Но об этом ниже. В Англии  существовали племена по имени восточные Вилла и западные Вилла; а такие англосаксонские  названия, как Willanesham и Wilburgeham, в Кембриджшире; Wilburgegemsero и Wilburge в Уилтшире; Wilburgewel в Кенте; Willa-byg в Линкольншире; Wilmanford, Wilmanleahtun, видимо, получены из личных имен, связанных с этим народом. Я не смог обнаружить ни одного другого континентального племени англосаксонского периода  под таким именем, кроме этого венедского племени,  названного Королем Альфредом людьми из Хавела, название, которого очевидно сохранилось в Книге страшного суда -  Hauelingas в Эссексе. Племенное имя Wilte (Уилт, Уолт) или Willa (Вилла), сохранившееся в Англии как личное имя, также как и национальное имя Скот,  обнаруживается в тринадцатом столетии в Hundred Rolls (Сотне Рулонов) (Hundred Rolls (Сотня рулонов, свитков) -  это перепись населения Англии и части того, что сегодня называется Уэльсом, проведенная в конце тринадцатого века.) и других ранних хрониках. В этих списках упомянуты имена  большого количества людей,  Wiltes встречается в семнадцати записях, Wilt в восьми, и Wilte в четырех записях. Как личное имя также упомянут Willeman. Хорошо  известно древнее скандоготическое личное имя Wilia.

Большим венедским племенем, которое занимало территорию рядом с  племенем данов, вдоль западного побережья Балтики в девятом столетии, было племя  ободритов, известное также как бодричи. Из этой  близости возникла ранняя связь между ними и датчанами, или Northmen (норманами). В середине девятого столетия упоминается местность на границах норманов и ободритов «in confinibus Nordmannorum et Obodritorum». Вероятность того, что это венедское племя поселилось в Англии среди датчан вытекает из  их близости на Балтике, их политической связи во время Свена  (Sweyn) и Кнута (Cnut), из исторической ссылки на ободритов на службе у Кнута  в Англии, а также из подобия определенных топонимов в некоторых частях Англии, колонизированных датчанами, топонимам  на Континенте, известным тем, что все они венедского  или славянского происхождения. Obodriti - славянское название, и, согласно Шафарику, славянскому этнологу, название это может быть аналогичным названию Bodrica в провинции Witepsk, Bodrok,  и названия Bodrog в Южной Венгрии, и другие подобные названия. В  заселенных датчанами районах Англии,  мы находим такие англосаксонские имена: Bodeskesham, Кембриджшир; Bodesham, теперь Bosham, Сассекс; Boddingc-weg, Дорсет Domesday названия Bodebi, Линкольншир; Bodetone и Bodele, Йоркшир; Bodeha, Herefordshire; Bodeslege, Сомерсет; Bodesha, Кент; и другие, которые, возможно, были названы в честь людей этого племени.

Карта современной Европы свидетельствует о древней миграции славян. Славяне в местности  между Trient (Тренто) и  Венецией были известны как венеты, и отсюда  название Венеция или территория вендов.

Богемия и Польша, начиная с седьмого столетия, стали организованными государствами славян в верхней части Эльбы и Вислы. Славянские племена на границе или маркленда Моравии сформировали в девятом столетии королевство Моравии. Другие разбросанные племена славян в конце седьмого столетия сформировали королевство Болгария; а на запад от них, также славянские племена организовывались в королевства Хорватия, Далмация, и Сербия. На севере древние  славянские племена Померании, Мекленбурга, Бранденбурга, а также  племена, расположенные на берегах Эльбы, включая полабов, ободритов, вильцев, известных ранее  как руги, лютичи, и северные Sorabians или сербы, стали постепенно поглощаться  немцами, которые  в восточном направлении от их древних границ сформировали новые государства. С этого момента они давно стали тевтонцами, и их язык исчез, но славянские названия  тем не менее остались. Что касается нас (англичан – Б.Н.), особенно в связи с заселением  Англии, и вандалов, то эти люди были славянами, а не тевтонцами или немцами, как иногда считали. Историки, которые утверждают, что славяне отличаются от вандалов только именем, считают вандалов славянами  готского происхождения.

Важно, также, отметить, что руги, упомянутые Бедой, были венедским племенем. Славяне сербы, видимо, продвигались  на запад от Эльбы, пока  они не были остановлены Карлом Великим и его преемниками. Немецкие анналы  822 нашей эры говорят о том, что сербы тогда обитали между Эльбой и Заале, где до настоящего времени сохраняются топонимы славянского происхождения. Племена, обитавшие  на Нижней Эльбе, рядом с  Линебургом  и Гамбургом, были известны как полабы, поскольку жили возле  этой реки, где «по», означает «на», и Лаба – славянское название Эльбы. Восточная часть прежнего королевства Ганновера, и особенно  в округе Лихов, которую даже в настоящее время называют Вендланд, была районом на западе от Эльбы, где венды  образовали  колонию, и где долгое время сохранялась полабская разновидность венедского языка. Язык этот сохранялся вплоть  до 1700-1725, когда в конце этого периода правителем древнего Вендланда  был король Англии.

В более поздний англосаксонский период у вендов Балтийского побережья был главный морской порт в Юлине (Julin) или Йомберге (Jomberg), недалеко от острова по имени Волин (Wollin), в дельте Одера. Julin упоминается Адамом Бременским как крупнейший в одиннадцатом столетии, и самый процветающий торговый центр венедов в Европе, но он был разрушен в 1176 Волдемаром, Королем Дании. Не известно, превзошел ли Йомберг (Jomberg) как торговый город Wisby (Visby) (Город в Швеции на о.Готланд.), что, сомнительно, несмотря на утверждение Адама Бременского, но ясно, что эти два порта были главными портами соответственно вендов и готов Балтии. Либо они оба, даже в течение саксонского периода, имели торговые отношения с этой страной (Англией – Б.Н.), или имели  некоторую морскую  связь, на что  указывает  большое число англосаксонских монет и украшений с английскими  рунами, обнаруженных как на Готланде, так и в Померании. Связь славянских племен древней Германии с заселением Англии подтверждается также сохранившимся  в Англии древними обычаями, которые были широко распространены в славянских странах. Это свидетельства фольклора, следы славянского влияния на англосаксонский язык, и некоторые старые топонимы в Англии, особенно те, которые указывают обычно  на вендов, или имеют отношение к  ругам и вильцам. Большая волна древней славянской миграции была остановлена в Восточной Германии, но меньшие последующие волны продолжали перемещаться на  запад, на что указывают отдельные  славянские колонии древнего происхождения в Ольденбурге, Ганновере, и Голландии.


  • 1
Низкий поклон и огромная благодарность за такой дар!
«Одним из надежных свидетельств проживания славян в римском периоде в Висло-Одерском регионе являются лексические славизмы, фиксируемые в др.-англ. языке, основу которого, как известно, составили диалекты англов, саксов и ютов... Очевидно, что в III–IV вв. саксы и англы междуречья Одера и Эльбы контактировали со славянами...» (Мартынов В. В. Международный съезд славистов, Словения, 2003. – М.:Наука, 2003, с. 15).
Бор: *borъ (<*boru-)→ *baru ‘bearo, bearwes’
Делить:*dělъ, děliti (< *dailo-, *daili-) → *daila, dailjan ‘deal’
Молить: *modliti (< *motli-) → *maþljan, *maþla- ‘Verhandlung’
Жмых, солод: *molto (< *molto) → *malta ‘molt’
Племянник: *netijь (< *neptis) → *neþja ‘niþjis, niþjo; nið’
Осень: *osenь (< *osenis), или прусск. assanis → *asani ‘asans; aran’
Плуг: *plougъ (<*plougo-) → *plōga ‘plough’
Седло: *sedъlo (< *sedulom) → *sadula ‘saddle’
Скоп: *skopъ (< su-kopo-) → *skapa ‘sceap; sheep’
Скот: *skotъ (< *su-koto) → *skatta ‘skatts = money, coin’
Скотий: *skotьjь → *skattja ‘money-changer’
Тло: *tьlo (< *tilo-) → *tila ‘tilian = labour’
Враг: *vorgъ (< *vorgo-) → *warga ‘wrecan = punish, take vengeans on’
Вражда: *voržьda (< *vorgida) → *wargiða ‘warʒiða’
Хватать: *xvatъ (< *svōto) → *hwata ‘hwaet = active, quick’
Хмель: *xъmelь (< *sumeli-) → *hum(i)l(i) ‘hop’

Очень рад, что Вам понравилось! За Ваш список также благодарю! Думаю - это неплохо бы продублировать ив Олдруси и в Россике антике, чтобы люди это знали - ибо информация очень ценная и любопытная. Вы перепостите туда?

Кстати - обратите внимание, слово *vorgъ (враг, ворог) - зафиксировано в английском - именно в северо-лехитском рефлексе! Типа как слово дарга (дорога), гард (город), горх (горох), корва (корова), варна (варона). И слово варг - в этой же самой форме! Значит, это слово попало к англам именно от полабов, ободритов, лютичей и поморян! А не от поляков, или чехов. Хотя - в те времена язык-то был "праславянским", если не "протославянским", следовательно, этот рефлекс мог иметь распространение у многих славян.

любопытная книга, однако возникает вопрос, ху из мистер Шор? Встречались ли вам рецензии?

Мистер Шор - известный дядька из 19-ого века! А эта его работа является классической. Регулярно переиздается - например в 2008 было очередное издание: http://books.google.ru/books?id=tDSsxref4C8C&pg=PA279&redir_esc=y Вот тут, например, на эту его работу ссылаются в английской Педивикии: http://en.wikipedia.org/wiki/Thorpe-le-Soken

Так что не бойтесь - не "маргинал". Это только у нас люди, которые свои глаза открывают и пытаются по-честному описывать то, что видят, обзываются всякими уродами "маргиналами". Хотя настоящие маргиналы - это именно эти уроды, которые ничем кроме своих бредовых фантазий не интересуются!

>>Так что не бойтесь - не "маргинал".

прочитав ваши весьма информативные и убедительные аргументы типа "известный дядька из 19-ого века!", "его работа является классической", "Регулярно переиздается", "на эту его работу ссылаются в английской Педивикии", я конечно развеял все свои опасения о маргинальности этого английского автора.

У нас тоже переиздают труды известных дядек из 19-го века, однако стремятся отрефлексировать научное наследие того или иного дядьки в контексте научных трудов тех дядек, что писали до него, во время и после, так сказать представив, что и почему ценно в его работе. Научный комментарий, знаете ли, биография, критика, естесственно.

Поищите - уверен, что найдёте. Я могу сказать, что слышал про этого человека и знаю, что он известен среди специалистов.

И это серьёзный автор - не в пример нашим "настоящим учёным", которые почему-то безропотно принимают разные басни, идущие, например, от немцев, и совершенно их не "рефлексируют", но зато изощрённо ставят под сомнение своих же, кто пытается открыть глаза и разобраться - что правда, а что чушь! Проанализировать что-то честно, особенно если их анализ отличается от теорий, которые они приняли и не рефлексируют.

В результате на правах науки, на пример, до сих пор повторяется этот бред, который продвигали раньше, и продвигают всё ещё немецкие авторы - про античные "немецкие", "восточно-германские", племена, жившие в нынешней Восточной Германии, имевшие названия идентичные средневековым славянским - и получилось так, якобы, в результате того - что "немцы оттуда ушли", потом "туда пришли славяне" и взяли себе имена предыдущих "немцев". И так в 15 случаях. Это как в анекдоте про милиционеров, которые нашли в квартире на полу труп мужчины с 15 ножевыми ранениями спины, и разбросанные апельсины, и расследовав "установили", что мужчина чистил ножом апельсин, выронил нож, тот стал на рукоятку, мужчина поскользнулся, упал, ударился спиной о нож, и так 15 раз. Вот это вот всё, вот эта вот с позволения сказать, "наука", почему-то никем не рефлексируется...

И это несмотря, например, на то, что есть прямые указания того же Иордана относительно некоторых из этих племён - например ругов, что они "превосходили германцев и телом и духом..." т.е. к немцам вообще не относились.

И кстати - как Вы собираетесь рефлексировать какую-то работу, на основе чего-то, "что было написано раньше, или позже", если, например - тот, кто писал раньше, или позже, открыто и прямо ВРАЛ! Ведь если пытаться совмещать и компилировать такие теории, одна из которых - по факту неправда - ничего путного получиться не может. Вы, хотя бы, саму эту возможность рассматриваете - что кто-то мог продвигать какие-то идеи совершенно предвзято, отстаивая какие-то заранее принятые идеи? И таким образом - пытаться совмещать их работы, и работы тех, кто пытался писать честно - это путь в никуда! Вы, хотя бы, это понимаете? Что там часто может быть откровенная прямая, своекорыстная ЛОЖЬ. И она, при этом может повторяться гораздо чаще - чем честное рассмотрение вопроса.

И это, в частности, прямо относится к немецким описаниям древнейшей истории Европы. И цели их - немцев, писавших всё это, на мой взгляд, лежат на поверхности! В первую очередь - это было связано с построением немцами в 19-ом веке своего единого немецкого государства, претендовавшего на всю Центральную Европу - вот и всё! Вот потому, они и писали эту националистическую чепуху, что эти земли с древнейших времён были немецкими, а потом туда "пришли славяне", да и то - не на долго! Только вот почему все эти наши "учёные" - никак этого не заметят - для меня вопрос! И вопрос этот прежде всего к их реальной квалификации как учёных. Не учёные они ни какие, а очень часто просто м@даки!

Может быть боясь этого вывода - они так сопротивляются тем, кто хочет трезво взглянуть на все их учения и защищают заведомую немецкую чушь и глупости?

Edited at 2012-01-29 11:57 am (UTC)

Если уж и рефлексировать - то скорее сами факты, изложенные в работе. С целью прийти к выводу - убедительная это работа, или нет! А относительно других авторов - надо помнить что они могут отрицать что-то не основываясь на фактах, а основываясь на своих особых целях! Хотя, конечно мнение других надо знать! Но не обязательно что если кто-то написал "А", а второй написал "зачеркнутое А" - то это сразу надо ставить под сомнение "А", возможно под сомнение надо ставить зачеркивание этого "А", даже если его повторили стопятьсот раз! Все равно - правым может быть именно "А".

Edited at 2012-01-29 12:15 pm (UTC)

вы знаете, я еще даже не начал сомневаться в ценности книги Шора, а вы уже стали мне доказывать что в науке вранье, а что нет. Всего-то спросил о том, какие есть отзывы о Шоре и кто он вообще такой. Поздравляю Вас, Вы меня убедили - на книгу не стоит тратить времени.

Я сказал Вам кто такой Шор - это известный английский учёный. На него ссылаются. И его книгу - продолжают издавать! Уже даже в 21 веке - думаю, это немаловажный факт! Если учесть, что писал он аж в 19-ом веке. Просто каких-то случайных людей через 200 лет не публикуют. Но если Вас интересуют рецензии - поищите, сейчас у меня под рукой нет.
Спросите у varing - по-моему у него была подробная информация об этом авторе.


Я Вам не говорил что враньё, а что нет, я Вас попытался познакомить с самой идеей - что иногда в чём-то, именуемым "наука" может скрываться вранье. И оно будет враньём даже, если его много раз кто-то повторял и продолжает повторять. Правдивость той или иной идеи никак не связана с количеством её повторений. По крайней мере - часто бывает что не связана с количеством повторов. Я Вас попытался просто познакомить с самой этой идей, ибо по-моему, Вам не совсем её понимаете.

Ну что же - Вы решили "не тратить времени на книгу", ладно. Меня, собственно это не очень касается - каждый волен блуждать в лабиринте своего невежества сколько ему влезет. Можете этим заниматься и верить в немецкие сказки о славянах, которые "пришли" в Центральную Европу и в пятнадцати случаях - взяли имена предыдущих античных немцев. Типа лугии-лужичане, велети-вельцы, ругии-ругияне, руяне, хизобарды-хижане, марсинги-моричане, дидуны-дедошане, хатты-хутичи, варини-варны, вагры и т.д. - всего 15 примеров.

Зачем вам это надо - я не знаю. Может быть какой-то рефлекс стадности? Возможно вам хочется присоединиться к "большинству" (а немцы создали в своё время реально большой поток работ, в которых это утверждалось, да и до сих пор они это пишут - видимо, по принципу "бумага стерпит")

Но вопрос не в количестве приверженцев той или иной теории - а в её, не побоюсь этого слова, правильности. А правильность устанавливается и измеряется не количеством исповедующих эту теорию людей, а сравнением аргументов... Это же настолько просто, что даже странно что приходится об этом говорить.

И иногда бывает, что популярные среди каких-то многочисленных групп теории - совершенно лживы. Потому, что эти группы врут. Такое бывает. Хорошо бы Вам всё таки понять эту мысль.


Edited at 2012-01-29 02:13 pm (UTC)

>>Шор - это известный английский учёный

это конечно о многом говорит

>>На него ссылаются.

Педивикия


>>И его книгу - продолжают издавать! Уже даже в 21 веке - думаю, это немаловажный факт! Если учесть, что писал он аж в 19-ом веке. Просто каких-то случайных людей через 200 лет не публикуют.

Мало ли что и кто издает. За деньги.

>>я Вас попытался познакомить с самой идеей... ибо по-моему, Вам не совсем её понимаете

а я Вас об этом спросил? как из моего абсолютно конкретного вопроса следуют ваши выводы о моем непонимании чего-либо, стадности, невежестве и прочая и прочая?

вы кажется с самим собой разговариваете

Ну да, может быть я напарсно стал Вам это объяснять - хотя я начал просто с того, что Шор это реально известный английский автор 19-ого века, а никакой не "маргинал".

Ибо обвинения людей которые, например сейчас, пишут то, что мы видим у Шора - во всякой "маргинальщине" встретить очень легко. И делаются эти обвинения именно на основании того, что эти слова противоречат популярным ныне немецким теориям о том, что славяне в Германию когда-то там "пришли", а до этого там жили "немцы" и всё такое. Тем самым, которые я упомянул. Мне просто показалось, что Вы интересуетесь, не является ли Шор такого рода "маргиналом". Так вот - не является. Это английский классик. Обратитесь к варингу - на сколько я помню, у него есть инфа по Томасу Вильгельму Шору.

К Википедии я действиетльно отношусь достаточно легкомысленно - уж очень много там совершенно странных персонажей. В прочем - вся наша жизнь состоит их таковых...

В общем - даже если я напрасно объяснял Вам то, что я объяснял - ничего плохого, или неверного, я не сказал. Это правильная мысль.

Очень познавательно, благодарю!!!

Просто здорово! Благодарю вас за такую ценную информацию!

Очень рад, что понравилось!

Благодарю, отличная статья ! Утяну, с вашего разрешения ?

Edited at 2012-01-29 09:23 pm (UTC)

В Викитеку можете загнать?

Разумеется! Правда я не очень точно представляю что такое Викитека. :) Но если Вы хотите информацию скопировать и распространять дальше каким-то образом - то пожалуйста!

жаль, что Авдеев не коснулся работы Шора в работе по истории английской расологии

Может быть, он просто не владел соответствующей матчастью?

что странно
вроде как столько материалу поднял, а Шора не знал=/

Чёрт его знает, я, честно говоря, его работы не читал. Хотя слышал про неё.

Охота вам пропагандировать всякий псевдоисторический бред.

Сэр Уильям Томас Шор - классик английской историографии. Уважаемый учёный и один из основоположников современной исторической науки в Англии. Смотрите не скажите что это псевдоисторический бред - кому-нибудь в Англии.

Боюсь, что те представления, ориентируясь на которые Вы называете эти очень ценные и очень интересные сведения "псевдоисторическим бредом" - на самом деле сами являются невменяемой германофильской норманистской чушью и невежественными сказками!

Почитайте сами - сравните аргументы с той хренью, которую наши "настоящие историки" (как они сами про себя говорят) рассказывают нам с голоса немецких и шведских сказочников.

А если вы их чушь приняли на веру - то боюсь и ваши личные представления являются невежественными заблуждениями!

Edited at 2012-12-22 12:18 pm (UTC)

  • 1