swinow

Categories:

Размышления о природе власти. Часть 1.

Надеюсь, кто-то осилит этот текст, ибо на мой взгляд, я собрал здесь некоторое количество правильных наблюдений и выводов. И осознание каких-то вещей, которые я здесь изложил стоило мне иногда довольно больших усилий. Ибо тема эта забита, на мой взгляд, слишком большим количеством лжи и преступлений.    

Я захотел рассмотреть в философском, а также практическом ключе, что такое власть. Чем она является, вообще, в принципе. А также, что такое законная и незаконная власть. Какие между ними отличия. 

Полагаю, правильно и достаточно точно определить само понятие «власть» следующим образом: Власть — это безнаказанное и безответное со стороны другого человека совершение в отношении него действий,  противоречащих его собственным желаниям, целям, мнению, или решениям. Это состояние, в котором находится какой-то человек. Или которым он обладает. Которое позволяет ему безнаказанно и безответно совершить в отношении другого человека действия, не считаясь с желаниями этого другого человека, его целями в отношении него самого, или его мнением. Диктовать свои решения и мнение, не считаясь с решениями и мнением другого — это и есть власть. 

Власть  — возможность безнаказанно и без должного ответа делать с другим человеком что-то, что не соответствует целям этого человека в отношении самого себя, или мнению этого человека о том, что для него желательно!  Это могут быть требования от него какого-то поведения, или физические действия в отношении него. Тот, в отношении кого вы можете так делать — находится под вашей властью. 

Например, вы говорите кому-то, чтобы тот шёл налево, когда он хочет стоять, или идти направо. И он не бьёт вас за это в лицо и не посылает подальше, делая то, что хочет сам, а подчиняется и идёт налево! У вас есть власть над ним!  Или вы кому-то говорите: «Иди сюда!» И он не говорит: «Я подойду, и ты ляжешь!» И не нападает на вас за то, что вы требуете от него чего-то, чего он, возможно, не хочет делать, а смирно подходит к вам. Это тоже состояние вашей власти над данным человеком. 

Это приятное состояние. В нём приятно находится. И тот, кто находится в таком состоянии, очевидно, находится по жизни в более выигрышной позиции, чем те, над кем он находится в состоянии власти. Многие, наверное, хотят достичь этого состояния. 

Ещё примеры власти: Работник хочет сидеть дома, но начальник ему говорит, чтобы тот к 10 был на работе. И тот не посылает начальника и едет на работу. У начальника есть власть над работником. 

Или работник сидя на работе, хочет  смотреть видео, но начальник ему говорит чтобы тот работал: продавал, изучал рынок, производил и т.д. И тот подчиняется — это тоже власть. 

Другой пример, строй солдат собирается расстрелять осуждённого. Тот, вероятно, не хочет погибать. И хотел бы, скорее всего, жить дальше. Но офицер командует: «Целься, огонь!» И солдаты выстреливают и убивают осуждённого. И никого из участников этого действия за это не преследует! У офицера, а также у этих солдат, а равно и у суда, или какого-то начальника, который принял решение расстрелять осуждённого — есть власть! Они находятся в состоянии власти! То, что они, в своих решениях и действиях не считаются с желаниями другого — не рассматривается как преступление. Это и есть состояние власти! 

Есть ещё пример власти. Допустим, ваша 8 летняя девочка, говорит: «я хочу пойти в 11 вечера погулять вон в тот лесопарк одна». Вы скажете ей: «Никуда ты не пойдёшь, ты останешься дома и ляжешь спать». И она остаётся и ложится спать. И вам ничего не будет за то, что запретили ребёнку погулять. Это тоже власть. Вы имеете власть над ней. Да даже не 8 летний ребёнок и не поздняя прогулка в лесу. А просто ваш ребёнок, хочет, например, сидеть дома и играть в компьютере, а вы говорите: «Иди на спортивную секцию» (допустим, на борьбу, или гандбол), или наоборот, он хочет гулять с друзьями, а вы говорите: «Сиди дома, делай уроки», «Читай книжку». И он подчиняется, а вас за это не наказывают — это власть.  

Или в магазине тебе говорят, что если ты хочешь товар, ты должен дать денег, или если хочешь ехать в автобусе — купить билет. Хотя ты, возможно, хотел бы, набрать всего бесплатно и проехаться также на автобусе не заплатив денег. Но ты платишь и за то, и за это. У тех, кто требует от тебя некоторого обязательного поведения (в данном случае платить за потребляемые услуги и товары) — есть власть! Но при этом тот, кто обладает ещё большей властью — часто может бесплатно набрать любых продуктов для любых целей в любом магазине, или на каких-то базах хранения, а также устраивать банкеты, не заплатив за них, и бесплатно проехать на метро, автобусе и даже полететь на самолёте — например, на какую-то встречу. Не считаясь с владельцами товаров, или самолётов. Которые формально принадлежат народу, в этом случае, как правило. Хотя могут принадлежать и конкретным владельцам.  

По сути, власть именно в этом и заключается, что не внимание к собственным интересам, правам и мнению другого, или если хотите, преступление против него, для обладающего властью — не является преступлением, за которое он понесёт наказание. И он может силой принуждать к подчинению, в случае отказа повиноваться и его также не привлекут к наказанию за это принуждение. Он имеет право так делать. И это и есть власть. 

Но в этом есть несколько важных оговорок. Очень важных оговорок о законности власти. О чём мы скажем чуть ниже. 

Итак, если обладающий властью, например, отбирает имущество граждан — то это не грабёж, как в случае с преступниками, это реквизиция! Это деяние, которое в ряде случаев совершенно допустимо! Например, в случае войны — обладающие властью вполне могут реквизировать что-то необходимое всему государству у кого-то, кому это что-то принадлежит. Например, продукты питания, медикаменты, бензин, или какие-то машины — у частных лиц, или организаций. Полицейский может реквизировать у вас вашу машину на некоторое время. И даже уничтожить её. Вам это потом должны возместить, но он имеет на это право! 

Если обладающие властью, или по их приказу причиняют смерть людям — то это не убийство, это казнь преступника, или жертвы со стороны противника, с которым воюет общество в котором они обладают властью, или подавление бунта и восстановление порядка. 

Если обладающие властью приказывают гражданам находиться дома, а не появляться на улице и в общественных местах во время, например, эпидемии — то  это меры карантина, а не незаконное лишение свободы, как было бы, если бы это делали не обладающие властью преступники, по своему произволу. 

Или, например, когда обладающие властью, насильственно извлекают из общества юношей (забирая иногда прямо с улицы, или из квартиры) и отправляют их на пару лет в какой-то коллектив, где те должны строго подчиняться дисциплине и делать то, что от них требует распорядок той группы, в которую их включили, а также начальство этой группы — это не незаконное обращение в рабство, а призыв в армию.  

Да даже — если обладающий властью помещает кого-то в тюрьму, то это тоже не незаконное лишение свободы, а какое-то наказание. И тот, кто делает это, если он обладает властью — не понесёт за это ответственность, которую понёс бы тот, кто удерживал бы кого-то в неволе, не обладая властью. 

Обладающий властью — может хранить и продавать наркотики. Это не будет преступлением! Это будут либо какие-то, например, полицейские операции, либо вообще медицинский оборот наркотиков. Обладающий властью может нанести увечья кому-то! Например, задерживая преступника. Или случайно ранить во время столкновения с преступником невиновного. Или даже убить его. За это он также не понесёт скорее всего полной ответственности. В этом, собственно, и заключается власть

Во власти, как таковой — ничего плохого нет. Она упорядочивает общество и организует его.  И приносит много пользы. 

Например, у нас есть земледельческое общество и есть река, которая разливается каждый сезон. И вот обладающие властью отдают приказ тем, кто у них в подчинении — и те делают определённые работы чтобы задерживать воду и использовать её. Хотя хотели бы сидеть под пальмой. Но в результате воду начинают использовать лучше, растёт урожай и у всех гораздо больше еды, чем было.  И те, кто хотели бы сидеть под пальмой, могут лучше кормить себя и свои семьи! 

Или допустим, у нас есть средневековая страна, на которую нападают конные кочевники. И вот обладающие властью там, берут мужское население этой страны и, несмотря на то, что то хотело бы вероятно сидеть на печи и ласкать своих жён, заставляют его строить высокие земляные насыпи, сверху возводить конструкции из камней и брёвен. И вот, при нападении кочевников — население вместе со своими жёнами и детьми укрываются за этими валами, и ещё и убивают со стен множество кочевников. 

Или та же эпидемия — если обладающие властью правильно организуют меры по противодействию, то пересидевшие карантин (хотя они хотели бы вместо этого, поехать на курорт) и лечившие больных (хотя эти хотели бы, вместо этого пойти в ресторан) спасут в итоге свои и чужие жизни! 

Или в случае с той же полицией — вот у нас есть городок, в котором есть кто-то, кто не обладая властью, грабит и убивает людей. И у нас есть шериф, который наделён обществом правом противодействовать такому, а также простые граждане, у которых тоже есть власть давать отпор такому.  И вот они его поймали и посадили в тюрьму, а то и застрелили при проникновении в частный дом! И в этом месте опять безопасно и хорошо. 

Да даже распределение каких-то благ. Чтобы не было толкучки и давки при раздаче, например, каких-то подарков, или, например, ресурсов страны, должны быть те, кто обладают властью сказать: «Подходим по очереди, не толкаемся, берём  по определённому количеству в руки, всем хватит!» В итоге не будет давки и всем хватит. Никого не задавят. И все получат своё. 

Сама по себе власть — это вполне допустимо, и в ряде случаев, даже хорошо! Но всё имеет пределы. 

По сути власть организует общество и жизнь — чтобы те, кто производят что-то, могли обменивать результаты своего труда на труд кого-то ещё, другими словами чтобы велась честная торговля, чтобы вы могли свободно работать на кого-то, а потом по желанию, менять место работы, или отстаивать свои права перед работодателем, чтобы у вас была хорошая зарплата и безопасный труд. Чтобы машины ездили по определённой стороне дороги, и не врезались на перекрёстках, чтобы старики получали пенсии, дети ходили в школу, в поликлиниках и больницах лечили людей, армия защищала планету от вторжения злых инопланетян и т.д. Власть — это то, что делает общество и цивилизацию обществом и цивилизацией. Власть упорядочивает взаимоотношения между людьми. И направляет усилия людей, в определённую, желательную для большинства сторону. 

Но при этом, обладающий властью может принудить тебя к чему-то, помимо твоей воли, чтобы ты что-то сделал, или наоборот, чтобы ты не делал чего-то, что хотел бы, может лишить тебя какой-то собственности, или наоборот навязать тебе обладание чем-то без твоего желания, может нанести тебе физический вред, и даже может тебя убить за что-то. И не понести за что-то из приведённого, или за всё вышеперечисленное никакого ответа, или наказания. В этом и заключается ВЛАСТЬ! Если кто-то делает это — это и означает, что у него есть власть. Вот так просто и незатейливо. 

Но если мы понимаем власть, как способ направить остальных людей, само общество, на нужные всем, полезные для всех, или для большинства цели, или действия, тогда эта власть должна подразумевать обратную связь с другими, с населением. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ. Чтобы не появился, допустим какой-то обладатель власти, который сказал бы, чисто для примера придури: «А я считаю, что все должны носить на голове розовые попугайские перья, вот как должно быть устроено наше общество», вот так он почему-то решил, и пользуясь тем, что у него есть власть, то есть право не считаться с мнением других — стал бы навязывать это остальным. Я уж не говорю о таком властителе, который пользуясь тем, что у него есть власть, решил бы, что все должны отдавать ему своих жён на первую брачную ночь, или должны постоянно приносить ему золотые монеты, или строить ему дворцы (а такие кстати и правда бывали в истории) и тоже стал бы навязывать эти свои решения остальным, пользуясь тем, что он имеет власть! 

Для того, чтобы власть была честной и правильной — она сама должна подчиняться власти со стороны других. 

Во-первых, любой властитель регулярно на честных и свободных выборах должен переизбираться. Во-вторых должны быть люди, также избираемые, которые будут определять, формулировать на основе воли населения — как оно хочет чтобы выглядело его общество. Не по прихотям властителя, а по желанию населения. И должны быть те, кто свободно определяли бы насколько обладающий властью внедряет в жизнь именно то, что хочет население, а не придумывает что-то от себя про очередные «розовые попугайские перья». А также должны быть те, кто сообщал бы о малейших подозрениях на подобные нарушения — рассматривая это с разных точек зрения! И когда эти условия будут соблюдаться — тогда власть с большой вероятностью будет заниматься упорядочиванием общества на благо людей. А не реализацией своих желаний.  

Таким образом, существует два РАЗНЫХ типа власти! Различающихся на базовом, фундаментальном уровне. И между ними есть чёткая и понятная разница. Один из этих типов власти является свободной, честной, законной властью, или демократией, второй — рабской, нечестной, незаконной властью, диктатурой, или фашизмом. 

В чём же принципиальное различие этих двух типов власти? По сути — в наличии у власти ограничений со стороны тех, на кого эта власть себя распространяет. Главное отличие в том, что те, кто подчиняются обличённым властью, могли бы и сами осуществлять в некоторой степени свою власть над ними! Фактически, чтобы они могли следить, чтобы обладающие властью осуществляли свою деятельность в общих интересах, а не только в интересах самих себя, и не реализовывали бы только то, как лично они почему-то видят  правильной и правильной ту или иную ситуацию. Не сверяясь с мнением остальных людей по этому вопросу. Население должно лишать статуса власти тех, из обличённых властью, кого хочет по каким-то причинам лишить этого статуса. Это и будет честная власть. А там где этого не будет — будет фашистская диктатура, направленная против мнения людей.  

То есть, например, если у нас есть сельскохозяйственное общество, с растекающейся рекой, честная власть в этом обществе будет выглядеть так, что члены этого общества будут отслеживать, чтобы обладающий там властью организовывал членов общества так, чтобы строить именно сооружения для улова воды и повышения урожаев, а не дворцы для самого себя, в которых стояли бы его позолоченные статуи, и на стенах было бы написано: «О великий Тумба-Юмба» (допустим, его так зовут) «Как же Ты велик, как народ Тебя обожает, и даже само Солнце завидует Тебе, когда видит Тебя!» И если властитель занимается вторым — то он лишается статуса власти! И больше не может безнаказанно требовать от других выполнения того, чего они сами не очень хотят делать. (Например, рыть каналы, насыпать насыпи, таскать камни, рыхлить землю и прочее). 

А жители того средневекового государства, на которое нападают кочевники следили бы, чтобы обладающий там властью — добивался бы чтобы были построены валы и стены, воины были бы вооружены, и запасены припасы, а не строил бы только терема для себя, своих наложниц, да помпезные сооружения для восхваления какого-то мифологического персонажа, который насылает там якобы всякие испытания и кары, и любовь и преданность к которому нужно постоянно доказывать сжиганием свечек. С которым он состоит, как он думает в каких-то близких отношениях, и который якобы ему позволяет иметь власть над остальными. Во втором случае — свободная система власти привела бы к тому, что властитель лишился бы своего статуса и поехал бы куда-то подальше, например, молиться своем сверхъестественному покровителю в монастырь. 

В случае с полицейским и машиной — честная власть выглядела бы так, что вы могли бы требовать, чтобы полицейский поймал бы на ней преступника, а потом бы её вернул, или деньги в полном объёме, если повредит, а не катался бы на ней за проститутками, а потом продал бы её куда-нибудь в Азербайджан, например, или в Узбекистан! А вам бы ничего не отдал. Во втором случае — он лишился бы власти! 

В армию бы призывали только если общество действительно считает, что это необходимо, а не лишь по желают обладающих властью. И там солдат учили бы воевать, анализировать, тренировали бы защищать себя и других, развивали бы физически и умственно, а не избивали бы, не унижали, не насиловали бы и не заставляли строить дачи начальству. И если бы делалось второе, то тех из обличённых властью, кто организовывал бы это — лишали  власти, а потом и наказывали за преступления. 

Ну и наркотики, при честной власти, наделённые властью использовали бы реально для поимки наркоторговцев, например. А не бодяжили бы их сами и не продавала их оптом, целыми самолётами из Аргентины, или Таджикистана. Или в розницу через закладки. А также не подбрасывали бы их кому-то невиновному, чтобы осудить его. Например, журналистам! И вы бы могли следить разными способами за этим и могли бы добиваться чтобы так и было! А в случае неисполнения этого условия — лишали бы обладающих властью статуса власти.  

Вот что такое честная власть! Это власть, которая имеет ОГРАНИЧЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА!  

И которая сама подчиняется некоторой власти со стороны членов общества — сменяется ими по их решению, и подвергается контролю с их стороны на предмет целей обладающих этой властью и соответствия их деяний тому, что хотят члены общества, что требуется членам общества по их собственному мнению! 

Честная власть возникает как следствие договора между членами общества о том, как и по каким принципам должна быть организована их жизнь и кто, и как должен эти принципы внедрять. Такая власть, как правило имеет чёткие временные ограничения, никогда не может продляться бесконечно, не смотря ни на какие успехи со стороны обладателей этой власти, и никогда не сосредоточена только в одних руках. 

Как все мы знаем — она разделена обычно на три независимых друг от друга ветви власти. Там есть власть которая занимается непосредственным руководством и говорит кому и что надо делать. Она имеет много уровней — от низших, к высшим. И по своему решению, или виденью проводит ту или иную политику, добивается чтобы делались те или иные дела и мероприятия, решая конкретные задачи. Это исполнительная власть, которая выбирается населением на строго определённый срок — префекты, мэры, губернаторы, премьер министры, президенты и т.д. 

Но при этом, чтобы гарантировать, чтобы обладающие этой властью, не вели деятельность, направленную только на своё собственное благо, или по своим прихотям — существует другая, независимая от неё ветвь власти, состоящая из множества людей, наделённых населением правом определять и формулировать, что и как в данном обществе считается правильным, законным и желательным в той или иной области, что нужно народу и как именно это выглядит! Это парламенты, принимающие законы в соответствие с теми пожеланиями которыми их наделили жители. Они также существуют на множестве уровней — от деревенских советов до государственных конгрессов. 

Ну и разумеется существует ещё одна независимая ветвь власти, которая определяет насколько те или иные действия со стороны наделённых властью, или простых граждан — соответствует существующему в обществе договору о том, как это общество выглядит. Имеющимся в нём законам и нормам. Разумеется, это судебная власть, которая также имеет множество уровней. Наделённые в рамках этой системы непосредственными силовыми полномочиями властные структуры, такие как полиция, армия, спецслужбы и т.д. подчиняются всем трём указанным ветвям власти в рамках полномочий каждой из этих властей. 

Ветви эти называются независимыми, но на самом деле — они равноправные и по сути, все они взаимозависимые друг от друга. Каждая из них влияет на другую, а также на остальных граждан в рамках своих полномочий. А также имеют влияние со стороны жителей. Ни одна из них не является главной и единственной. Каждая влияет на другие ветви и на граждан в своих целях. И каждая из них, в конце концов, подчиняется населению. И зависит от него. По сути — само население также обладает властью, является источником любой власти. 

И когда власть, вместо произвола одного человека, таким образом распределена — тогда в обществе и государстве существует и возможна относительно справедливая и разумно устроенная жизнь. И такая власть достаточно эффективна в воплощении целей и желаний населения.   

Плюс в подобном обществе обязательно существует свободные средства массовой информации, которые имеют полную волю рассказывать обо всём, о чём пожелают, безо всяких ограничений. И могут ставить под вопрос, критиковать и опровергать свободно любые из решений любой из ветвей власти. А равно и простых граждан, их действия и желания. По сути — являясь ещё одной, четвёртой, равноправной властью. 

То есть честная власть, несмотря на то, что обладающий ею имеет право принудить тебя к чему-то, или сделать безнаказанно с тобой что-то, чего ты не хочешь, тем не менее, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНОЙ, НЕОГРАНИЧЕННОЙ НИЧЕМ ВЛАСТЬЮ! Это не просто произвол! Она имеет ограничения и ответственность перед тобой и прочими гражданами. Там есть те, кто будет решать, что с тобой можно сделать, а что нет! Что ты можешь сделать в ответ, и в ответ на что именно, ты это можешь сделать, а что ты не можешь сделать, и этих людей будешь избирать ты и другие члены общества в соответствие со своими желаниями и целями.  Ты будешь принимать в этом участие. А не, например, какое-то «божество с облака» скажет как должно быть! 

Там есть те, кого ты избрал, и кого ты можешь поменять, кто определяют, что считается правильным в этом обществе, что законно и хорошо. Там есть кто-то, кто непосредственно руководит жизнью, и отдаёт непосредственные приказы в разных сферах, в конкретных жизненных ситуациях, и этих ты также избираешь на строго определённый срок, а также там есть кто-то другой, кто будет смотреть на сколько те приказы, которые отдают вышеупомянутые люди, соответствует тому, что считается правильным в этом обществе и насколько твоё несогласие с этим, если оно есть, допустимо, или не допустимо!  

Ну и конечно там есть ещё и тот, кто при малейших подозрениях в том, что во всех этих отношениях происходит что-то неправильное  — привлечёт к этому всеобщее внимание и расскажет об этом максимально свободно, полно и подробно! 

Продолжение и наиболее важное в части 2 .

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.