swinow (swinow) wrote,
swinow
swinow

Categories:

Грифон Померании

Симпатичный текст прислал один из читателей - решил поддержать перепостом. Справедливости ради, отмечу, что ободриты-вагры-варины конечно обитали хотя и по Южному берегу Балтики, но не конкретно в Померании - скорее в приморской части собственно Мекленбурга, а также в Гольштейне. Зверин, Бранибор и Старигард Вагрийский - также относятся не к Померании. Хотя при этом - в Померании есть целый ряд своих собственных Старгардов. Хотя это, конечно не очень принципиально - всё равно все тамошние славянские народы были очень близки друг к другу, а также родственны нам, русским.

Что касается грифонов и львов с волками в резьбе на домонгольских храмах северо-восточной Руси, как геральдических символов - об этом писал мой друг, Григорий Николаевич Базлов и тоже связывал это с балтийскими славянами: Русские гусли. История и мифология.

Оригинал взят у anorfin в Грифон Померании
Славянские знаки
Заметки любителя геральдики
В древнем гербе,
Как вино в крепкой бочке,
Время хранится.
Яр.


Заметка №1. Грифон Померании

Герб Померании
Герб Померании, Hugo Gerhard Ströhl

Древняя Померания. Люди основывали здесь свои поселения 13 тысяч лет назад – в конце Ледниковой эпохи, то есть, практически немедленно, едва это только стало возможным. Здесь, у берегов Померании, находится величественный остров-крепость и остров-святыня Руяна-Рюген, так и не открывший свои тайны настырным немцам.
Сейчас Померания – это южно-балтийская провинция германской земли Мекленбург-Передняя Померания и три польских воеводства – Западно-Поморское, Куявско-Поморское и Поморское.
Прекрасное изображение большого герба Померании времён кайзеровской Германии сделал известный австрийский художник-геральдик Hugo Gerhard Ströhl (1851 – 1919). Герб выглядит роскошно, благодаря пышному плюмажу из павлиньих перьев, венчающему решетчатый рыцарский шлем, благодаря могучим щитодержателям. Но главное в любом европейском гербе – это щит, на него я бы и хотел обратить внимание неравнодушных читателей. Итак, щит: в серебряном поле восстающий червлёный с поднятыми крыльями грифон с золотыми передними орлиными лапами, когтями и клювом и с червлёным же языком.
Померания – это древние славянские земли на южно-балтийском побережье. Само слово происходит от славянского Помория, то есть, страна поморов, живущих по морскому берегу славянских народов. Где-то здесь – в Помории, в Зверине-Шверине, Браниборе-Бранденбурге, Старигарде-Ольденбурге обитало воинственное славянское племя вагров-варнов-варинов-варингов. И был во время оно у варинов князь Рюрик, сын новгородской княжны, дочери Гостомысла. Именно он откликнулся на зов новгородцев, желавших, чтобы у их богатой земли был наряд – настоящий благородный князь, чьи права бесспорны, чья власть – благо для страны и людей. А где именно стоял тот самый новый город, призвавший Рюрика? У нас на реке Волхов, на Ильмень-озере в нынешней Руси-России? Или где-то там, на немецком ныне южно-балтийском берегу, где и ново-городов у славян было немало и даже старо-города были? Нет точного ответа у современной исторической науки на этот вопрос.
Печать Богуслава V
Печать Богуслава V, 1339 г.

Одно из самых ранних из сохранившихся до наших дней изображений Померанского грифона – на печати вологощского князя Богуслава V. Рисунок этой печати, датируемый 1339 г., приводит польский исследователь Jozef Spors в своей работе «Pochodzenie nazwy Kaszuby w znaczeniu politycznym». На печати князя Богуслава V мы видим типичный немецкий рыцарский герб с померанским грифоном. В таком виде померанский грифон и дожил до наших дней в гербах всех частей Померании, перечисленных выше, кроме Куявско-Поморского воеводства. Впрочем, в гербе означенного воеводства есть видимые на половину орёл и лев, что, в некотором смысле, является компонентами грифона.
Не исключено, что грифона на своих печатях южно-балтийские славянские князья изображали чуть ли не с середины позапрошлого тысячелетия. Возможно, грифон служил эмблемой весьма разветвлённой династии славянских князей из Помории, имевшей обширные родословные и политические связи с княжескими домами Древней Руси.
Косвенным подтверждением этого предположения могут, например, служить многочисленные изображения грифонов в декоре соборов XII-XIII века, построенных на территории великого княжества Владимирско-Суздальского. Владимирские и Суздальские князья уделяли большое внимание геральдике, одно из древнейших изображений ныне действующего герба российского города и региона до сих пор можно увидеть на фронтоне Святогеоргиевского собора XII века в Юрьеве-Польском: святой Георгий опирается на миндалевидный щит со вздыбленным львом. Этот лев и по сей день является главной фигурой герба Владимирской области и города Владимир.


Св. Георгий с Владимирским щитом
Св. Георгий с Владимирским щитом, фото Валентины Феофилактовой uchitelj

Но подлинной жемчужиной древнерусского геральдического искусства является другой храм Владимирско-Суздальского княжества – это Богородице-Рождественский собор в Суздале. В западном и южном порталах собора были установлены так называемые Золотые Врата, датируемые началом XIII в. Врата представляют собой деревянные створки, обитые медными листами с библейскими и житийными сюжетами, а также со львами и грифонами. Щели между листами прикрыты валиками, на стыках которых сделаны умбоны. Валики и умбоны также украшены изображениями святых, реальных и мифических животных, растительным узором. Все сюжеты выполнены в технике горячей золотой наводки. Лев и грифон показаны в нижних клеймах на каждой створке и Западных, и Южных врат. Сюжеты с участием грифона и льва, а также обособленные грифоны и львы часто встречаются на валиках и умбонах Врат.

Суздальский грифон
Грифон с правой створки западных Золотых Врат, Богородице-Рождественский собор в Суздале XII-XIII вв. Фото А.А. Александрова.

Образы львов и грифонов на суздальских Золотых Вратах можно считать образцовыми воплощениями русского геральдического стиля XII – XIII веков. В этом же стиле выполнен лев на щите Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском, ангелы и животные на белокаменных рельефах, украшающих этот же собор и другие домонгольские храмы Владимирско-Суздальского княжества.
Но вернёмся к суздальским Золотым Вратам. Лев и грифон расположены в нижних клеймах – на каждой створке Врат есть и тот, и другой. Лев, как известно, является главной фигурой герба великого князя Владимирского. Значит, можно предположить, что и грифон изображён рядом со львом в качестве главной фигуры чьего-то княжеского герба. Может быть, одного из поморских славянских властителей, состоявших в родстве или союзе с владимирскими князьями? Возможно, следует читать Врата слева-направо и сверху-вниз, словно книги, рассказывающие об истории Вселенной, начинающейся на Небесах и постепенно доходящей до князя-льва и князя-грифона? Может быть, другие звери и сюжеты с их участием, изображённые в том же совершенном русском геральдическом стиле XII – XIII веков, указывают на другие родословные и политические связи Владимирских великих князей? Среди прочих обособленных на умбонах эмблем есть, например, двуглавый орёл, дракон, а также птица, которую можно идентифицировать как сокола: у неё загнутый хищный клюв, когтистые лапы, но она изображена не как орёл с распростёртыми крыльями, а примерно так же, как и сейчас рисуют сокола на гербе Суздаля.

Суздальский сокол
Сокол с умбона южных Золотых Врат, Богородице-Рождественский собор в Суздале XII-XIII вв. Фото А.А. Александрова.

Отмечу ещё одну важную деталь: у грифонов суздальских Врат передние лапы – львиные. На печати князя Богуслава V и на современных гербах различных частей Померании у грифона передние лапы – орлиные. Это различие могло появиться в результате подгонки славянской эмблемы под моду в немецкой геральдике, или из-за простой невнимательности геральдика-художника, но, не исключено, что своеобразные грифоны принадлежали разным ветвям династии померанских-поморских властителей.
Справедливы ли предположения о геральдическом и политическом значении суздальских львов и грифонов – ещё только предстоит выяснить. Насколько мне известно, профессиональные историки ещё не рассматривали суздальские Врата как геральдический, генеалогический и исторический документ.
Бог весть, к чему приведут исследования суздальских Врат и рельефов в Юрьеве-Польском, но символическое значение герба Помории-Померании для всей славянской цивилизации трудно переоценить. Ведь основные эмблемы-хранители славянских земель – это лев и орёл, то есть те самые звери, объединённые в грифоне в могучее и прекрасное существо, пусть и мифическое. Лев – эмблема Болгарии, Чехии и Княжества Владимирского, орёл – эмблема Польши, Моравии и Княжества Черниговского. Двуглавый орёл – эмблема России и Сербии.
Не о славянском ли братстве и дружестве, мифическом в прошлом, но, может статься, достижимым в будущем, – говорит нам гордый грифон с древнего герба славянской Помории?
Ярослав Зацаринный
г. Ростов-на-Дону, 2013-2015 гг.
Tags: Балтийская Русь, Новгород, Русь, вагры, ободриты, поморяне, славянские следы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments