swinow (swinow) wrote,
swinow
swinow

Categories:

Лодочные захоронения в Евразии, часть 2.

В продолжение темы, начало которой можно посмотреть здесь: Лодка как атрибут похорон и перехода в загробный мир у разных народов. выкладываю несколько дополнительных примеров подобных обычаев (даже с картинками!), обнаруженных и присланных коллегами. Нумерацию будем продолжать от последнего пункта в предыдущей статье.

Итак:

7. sinitzat поделилась информацией о наличие захоронений в форме лодки, а также надгробных памятников в виде весла у предков тохаров, обитавших на северо-западе современного Китая около 2000 г. до н.э. Их потомки, тохары являлись, как и они сами, в расовом отношении, светловолосыми европеоидами, а также индо-европейцами по языку. Они были известны спустя примерно 3000 лет после данных своих пращуров, захоронения которых обнаружены в пустыне Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В данном случае, у нас имеются даже фото.

Кладбище в местечке Синьохе, на котором обнаружены указанные погребения:





Захоронение в виде лодки:



Деревянный надгробный памятник в виде весла:




Подробно об этом смотрите здесь: Таримские мумии.

Следующие примеры привёл roxsalan:

8. Теперь снова Европейская Россия, северная её часть, бассейн реки Вечегды (Коми, Архангелогородская область): В 1961 на Выми возле д.Весляна был открыт могильник, получивший название Веслянского I, в течение длительного времени остававшийся уникальным явлением в археологии ЕСВ. В 1970-1990-е были открыты другие аналогичные могильники. Их появление было связано с приходом в с.I тыс.н.э. в бассейн Вычегды - в процессе "великого переселения народов" - новых групп населения, исходной территорией обитания которых были лесостепные и степные пространства Южного Зауралья. Это были воинственные племена степей, резко отличающиеся по культуре от местного населения. Памятники пришлого населения представлены могильниками, содержащими как грунтовые, так и погребения под невысокими курганными насыпями. Они расположены, как правило, на коренных террасах вдоль водоёма. Курганные насыпи округлой или овальной формы высотой 10-30, изредка 50 см, обычно окружены канавками-ровиками или ямами. Под насыпями чаще всего содержалось одно, реже - два погребения, иногда от трёх до шести, а также впускные захоронения. Они совершались как в простых могильных ямах, так и довольно сложной конструкции и различных размеров. Длина их варьирует от 98 до 270 см, ширина - от 40 до 180 см, глубина - от 20 до 72 см. В погребениях встречаются остатки срубов, гробовищ, выдолбленных колод. НЕКОТОРЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ СОВЕРШЕНЫ В ЛОДКЕ. Одной из характерных особенностей погребального обряда было использование бересты для внутрипогребальных конструкций. Погребальные камеры также перекрывались берестой, а в некоторых случаях - плахами. Большинство погребений совершено по обряду ингумации. Костяки ориентированы головой к реке, с запада на восток с некоторыми отклонениями. (...) В культуре пришлых групп населения прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в т.ч. такие выразительные и специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазнцки, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья, в частности, мавзолее Неаполя Скифского. Вероятно, пришлые группы населения были немногочисленны. Они постепенно растворились в среде местного населения.(История промышленного освоения Коми)

9. Бассейн реки Печора (Коми): На Шиховском могильнике археологи нашли захоронения людей в лодках, похожие на кладбища древних предков скандинавов, бронзовое литье пермского и скифского звериного стиля, бронзовое и железное оружие, древнегреческое зеркало, чашу из человеческого черепа. «В этом бору есть археологические памятники самых разных эпох – от неолита до средневековья, — отметил И.Васкул. – Мы нашли в его противоположных концах мастерские с остатками металлообработки. Надо вскрывать всю территорию сплошными площадями». (Пещерные стоянки и святилища древних людей, жилища каменного века, могильники и городища средневековья могут войти в число 11 чудес Коми, считают сыктывкарские археологи).

10. Южная часть европейской России, бассейн Дона, снова кочевники:
"В 1991 г. экспедиция Государственной дирекции охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Воронежской области проводила охранные раскопки курганной группы, расположенной на водораздельном плато рек Дон и Старая Калитва (правый приток р. Дон) у западной окраины с. Старая Калитва. При исследовании кургана № 1 в его насыпи было обнаружено впускное позднекочевническое погребение № 3. (...) Могильная яма имела в плане линзовидную с усеченными концами форму (рис. 1,1). Длина ее 2,25 м, ширина 0,87 м. Глубина могилы от вершины кургана 1,6 м. (...) Северо-западная стенка погребения разрушена норами.Вдоль остальных стенок сохранилась облицовка, выполненная из дерева толщиной около 1,5 см. (...) С северо-восточной стороны к яме примыкала ступенька, вырезанная в материковой глине высотой до 40 см от дна. Длина ее 1,7 м, ширина до 0,4 м. На ступеньке обнаружены остатки костяка низкорослой лошади, положенной вдоль погребения передней частью на юго-восток (...) На дне могильной ямы были обнаружены остатки плоскодонной лодки. Днище ее изготовлено из одной доски толщиной до 3 см, длиной 1,68 м и наибольшей шириной в средней части 22 см. В плане оно имело форму сильно вытянутой линзы. Борта лодки изготовлены из плотной древесной коры или дерева толщиной 1,5 - 2 см. Сверху они расширялись так, что по срезу борта,на высоте 30 см, длина лодки составляла 1,94 м, а ширина в средней части - 50 см. На дне ее был найден сильно потревоженный норами животных скелет женщины, положенной вытянуто на спине головой на юго-восток (...) восточная ориентировка погребения, нахождение рядом с покойником остатков коня или его частей, положенных в анатомической последовательности, роговидные детали украшения головного убора, позволяют достаточно уверенно включить данное захоронение в число половецких памятников XII - XIV вв. [1, с. 173,179; 4, с. 147]. Особого внимания заслуживает факт захоронений умершего по половецкому обряду, но в лодке, до этого нигде не зафиксированный. Возможно, в данном случае мы имеем дело с представителем так называемых "бродников"." (К. Ю. Ефимов (Воронеж) ПОЗДНЕКОЧЕВНИЧЕСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В ЛОДКЕ У СЕЛА СТАРАЯ КАЛИТВА)

11. Много примеров погребальных обычаев и верований, связанных с лодкой, разной степени близости к лодочным ингумациям и кремациям, засвидетельствованных у всевозможных народов Сибири и Дальнего Востока - от приуральского запада до Приморья. Эти представления и обычаи указанным народам, на мой взгляд, могли принести, вездесущие индо-европейцы (об обитании которых, в своё время, по Южной Сибири - до Алтая и Байкала, и даже, видимо, дальше, известно). Хотя, что-то подобное, могло, вероятно, сформироваться у них (хотя бы частично) и самостоятельно. Однако, лично я подозреваю в качестве основных причин появления этих верований, как минимум у части из них, именно контакты с индо-европейцами:

Таким образом, река в связи с миром мертвых выступает у народов Сибири в двух планах. Первый из них — это рекадорога, второй — рекапреграда. И в том, и в другом случаях она отделяет мир живых от мира мертвых, но рекадорога осмысляется как связующее звено, в то время как рекупреграду необходимо преодолеть для того, чтобы попасть из одного мира в другой. Эти представления четко привязываются к двум вариантам членения Вселенной: в первом случае это горизонталь, во втором — вертикаль. То, что река представляла собой путь в мир мертвых, имело и реальное воплощение: у многих народов летом на кладбище гроб везли на лодке. Это зафиксировано у северных [Соколова 1971: 229;Кулемзин 1984: 141] и восточных — салымских (последние связывают вместе два пятиметровых обласка, в которых едут еще и родственники умершего, остальные же садятся в другую лодку [Федорова 1996: 107]) и ваховских (в лодке с умершим было двое стариков, остальные ехали впереди на трех лодках и везли посуду, столик, продукты, бересту [Соколова 1971: 232]) хантов, а также у манси. (...) По этнографическим материалам, на территории Западной Сибири обычай везти умершего на кладбище в лодке особенно четко выражен у нарымских селькупов. Даже если человек умирал зимой, его подвешивали к деревьям и держали так до вскрытия рек, а затем везли на кладбище ногами по течению на долбленой или берестяной лодке, причем живые должны были ехать на отдельных лодках, иначе, как считалось, с ними могли произойти какие-либо несчастья [Пелих 1972: 66–67; Лебедев 1980: 154, 158]. На лодке везли летом покойника и кеты [Алексеенко 1980: 163]. Использование лодки для транспортировки покойника можно считать характерным для населения таежной зоны Западной Сибири, где наиболее ярко выражены представления о реке как связующем звене между мирами.(...) Обычай везти покойника на лодке зафиксирован также у народов Приамурья и Приморья. У нивхов Сахалина на лодке к месту сожжения везли утопленника. Эту лодку потом там и оставляли [Смоляк 1980в: 197]. Лодку помещали также у «дороги» из заостренных палок, которая вела от места сожжения к воде. Ульчи тоже везли утопленника на украшенной стружками лодке, которую потом оставляли на могиле [Смоляк 1980е: 186; Березницкий 1999: 65]. (...) Важным элементом погребального обряда, указывающим на связь с рекой, является использование в качестве гроба лодки. У северных хантов умершего клали в разрубленную поперек лодку (соответственно гроб имел то же название, что и лодка — хоп или йинкманты хот — «по воде идущий дом» [Кулемзин 1984: 140]). Другой вариант лодкигроба отличался тем, что у нее обрубали корму и нос, которые закрывали в прошлом берестой, позднее — досками [Соколова 1971: 229]. Он был характерен для многих групп обских угров, но особенно часто в таких гробахлодках хоронили северные ханты и манси (...) В лодках хоронили своих умерших нанайцы, ульчи, негидальцы (...) Лодка или плот присутствовали в погребениях эвенков. (...) Интересно, что в лодках хоронили и некоторые «неречные» народы. В частности, такие погребения (считающиеся исключением)зафиксированы у ненцев Сюнейсале (на берегу Оби, недалеко от Ярсале). В тундре же встречаются захоронения под лодкой [Грачева 1971: 254–255; 1983: 145]. Наконец на р. Алазее было обнаружено юкагирское женское погребение в лодке. Лодка состояла из пяти тонких досок, нос был скреплен кожаной веревкой [Васильев 1994: 20]. " ( Е.Г. Федорова РЕКА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАРОДОВ СИБИРИ)

Как видим, представления о лодке как о погребальном атрибуте (и шире - связующем звене между мирами) можно смело охарактеризовать ГОСПОДСТВУЮЩИМИ чуть ли не по всей территории Евразии (по крайней мере той её части, куда доходили индо-европейцы). От греко-римского мира с их Хароном и Летой, до Северного Урала и Волги; от Скандинавии и района Балтики до Индии и Индонезии; от Центральной Европы до Китая и Приморья. А крики норманистов о соответствующих обычаях, как о чисто скандинавских (описания в сагах и т.д.) видимо, несколько чрезмерны и связаны с их общей недостаточной осведомлённостью.

Tags: артефакты, лженаука-норманизм, обычаи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments