swinow (swinow) wrote,
swinow
swinow

Categories:

Петушки в Европе и голубь в Новгороде.

Многие страны Европы, в том числе Германия наполнены старинными культовыми зданиями, на шпилях которых размещены флюгеры в форме петушков. На башнях, колокольнях, а также на маковках церквей вместо крестов - размещаются петушки. Имеет это явление широкое распространение и в землях бывших вендов, на южном берегу Балтики.

Вот например, одна из самых ранних каменных церквей Рюгена, в местечке Свантов - с петушком на шпиле:




Главная церковь Любека - Пресвятой Девы Марии, сразу несколько петушков:



Подобный же обычай, распространён и в Прибалтике, и как считается, принесён туда немецкими колонистами.

Петушки на шпилях являются достаточно обычными, например, в Риге:



Утверждается - что эта птица охраняет город от нечисти и от всяких напастей.

Старинный петушок, снытый с одного из храмов Риги, хранящийся сейчас как музейный экспонат:



При этом - петушки на шпилях церквей (иногда вместе с крестами) можно видеть и в других частях Германии, а также в некоторых других, католических, или ранее католических странах, вот, например: петушок на соборе Церкви Христовой в Дублине.



А вот петушки на шпилях Кёльна:

Петушок на церковном шпиле
Петушок на церковном шпиле
Петух на шпиле церкви св. Николая в Стокгольме:



Подобные же фигуркии на шпилях можно встретить, например, на реформаторских храмах в Закарпатье:



В католической средневековой Европе, петух считался символом апостола Петра. Полагают, что это связано с фразой из Евангелие: "не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа". Шпили многих церковных храмов венчают петухи - эмблема апостола. Есть также другая версия: что петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что "церковь божья бдит над душами верующих".

Однако, что касается бывших славянских, вендских земель по южному берегу Балтики - есть данные, что петух был важной частью верований тамошних жителей ещё до христианизации.

В этих землях известны древние предметы, культового предназначения, на которых отмечены изображения петуха. О чём можно почитать, например здесь: Славянский камень из Крина.

Известно, что славяне Балтийского Поморья поклоняясь священному дереву, ещё долго после принятия христианства, жертвовали у него петухов. Люнебургские венды также после христианизации долго приносили эту же жертву у своего священного дерева. Подобный же обычай описывает Константин Багрянородный, у руси, идущей по Днепру в Константинополь. На острове Хортица, перед тем, как спуститься в Черное море:

"На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг, а другие — кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай."

В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. На большом пальце этой руки, принадлежавшей, говорят, св. Оттону, апостолу поморян, изображен черный петух, имевший, как полагают, целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.

Существуют источники, которые сообщают о русском обычае сжигать белого петуха в летнее солнцестояние.
Об особом месте этой птицы в народных верованиях свидетельствует и русская загадка: "Два раза родился, ни разу не крестился, а чёрт его боится. Кто это? (ответ: петух)"

Всем известна также сказка А.С.Пушкина "Золотой петушок" о царе Дадоне, которого предупреждал о нападениях недругов золотой петушок на шпиле, переданный ему на условии выполнения желания, старцем-звездочётом, а затем, уничтоживший царя, после того, как тот сам убил звездочёта, отказавшись выполнить условие сделки. Первоисточник её сюжета, восходит видимо, к Востоку, к коптам, у которых впервые появляется описание петушка на шпиле, предупреждавшего Египет о нападении врагов. Насколько это связано с петушками на шпилях северо-европейских церквей - я сказать не берусь. Но какое-то влияние может, разумеется, иметь место.

Примеры чего-то подобного есть и в России, причём, что характерно чаще всего встречаются они - на севере, в землях, как утверждается в ПВЛ, в древности заселённых варягами, то есть, выходцами с Балтики. А позже поддерживавших очень тесные связи с Северной Европой. В Новгороде, на кресте главного купола Софийского Собора тоже сидит птица. Однако, там изображён не петух, а голубь. Но сам факт того, что это именно птица, которая сидит на верхушке самого высокого культового здания - безусловно роднит это с практикой, наблюдаемой в Европе.

По легенде - голубь этот окаменел, увидев резню в Новгороде, учинённую войсками Ивана Грозного. Не преуменьшая масштабов этого, по описаниям, действительно свирепого разгрома великого древнерусского города, устроенного московской армией - что привело к его окончательному подчинению Московскому государству, предположим всё таки, другое происхождения этой птицы.

(Кстати, иногда складывается впечатление, что свои деспотичные, подчас свирепые и лютые наклонности, московские цари - волей не волей выработали, переняли у правителей Орды. Для того, чтобы успешно противостоять азиатским ордам - Москве самой пришлось частично превратиться в тех, с кем она боролась. Но сейчас не об этом.)

Изображения голубя, вероятно, было сделано всё в той же традиции - размещать на церквях изображения петухов. Но сама птица, под влиянием Православной Церкви была заменена на более "соответствующего" в её понимании голубя, символизирующего Святой Дух. Петуха, как символ - русская церковь не приняла. Однако - сама практика, похоже, всё таки, та же. И интересно, что присутствует это в России, в основном в землях, в древности заселённых "от рода варяжского" - наиболее древний храм: София Новгородская. Есть ещё древний пример во Владимире, Собор Святого Дмитрия Солунского, XII века постройки. Также, парочка примеров во Пскове - в храмах XVI веков постройки. И несколько поздних примеров XVII - XVIII веков постройки в Киеве.

 []

София Новгородская

В настоящее время на главном куполе собора в Новгороде сидит новодельный голубь, а оригинальный, как святыня хранится внутри храма. Недавно он был возвращён на Родину из Европы, куда был вывезен во время оккупации во вторую мировую войну.

Вот такие наблюдения, жду ваши вопросы, комментарии и дополнения.
Tags: Новгород, Русь, артефакты, искусство, обычаи, поморяне, рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments